logo
мои шпоры

1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.

А).Словосочетаниедва знаменательных слова, соединенных и связанных по смыслу и грамматически. Они представляют собой сложное наименование явлений объектной действительности. В сл. Одно слово является главным, другое зависимым, напр.: зеленое (зав.) яблоко (гл.).

Типы словосочетаний по главному слову:

1. Глагольные, т.е. гл. слово – глагол, напр.: кушать бананы.

2. Именные:

3. Наречные, напр.: очень красиво.

Смысловые отношения сл-ий:

1.Атрибутивные (определительные) – зависимое слово отвечает на вопрос какой?: лепесток (какой?), собачий (чей?) хвост.

2.Объектные – д.б. указание на объект, отвечает на вопрос косвенных падежей: укажет (что?) дорогу.

3.Обстоятельственные, напр.: встать (когда?) утром, весело (как?) идти.

Типы синтаксической связи:

1. Согласование – при изменении главного слова зависимое тоже меняется (серебряное кольцо).

2. Управление – главное слово меняется, зависимое нет (зависимое – изменяемая часть речи): кольцо из серебра.

3. Примыкание – зависимое слово неизменяемая часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив глагола): люблю готовить, повернуть направо.

Средства синтаксической связи:

    1. флексия: вкусный банан.

    2. Флексия + предлог: стоять на улице

    3. По смыслу – в примыкании: идти поздно.

Б). Работа над словосочетанием:

1. Выделение словосочетаний в предложении и установление связи при помощи вопроса.

2. Составление самостоятельно словосочетаний при изучении детьми сущ, прил, гл.

В работе над сл. нужно учитывать его:

1 структуру (слова входящие в его состав, вопрос, употребление предлога, и формы согласования или направления)

2 семантику словосочетания (выражение единого).

Значение сл. лучше всего раскрывается через контекст.

Виды упр. 1 Постановка вопроса к подчиненным словам от гл. 2 Схематическое изображение связи между словами в предлож. 3 объяснение значений встретившихся сл. в тексте 4 составление сл. со словами 5 устойчивые сл., фразеологизмы 6 составление сл. в связи с грамматическими изучением слов (сущ., прил., предлоги, местоимения, наречия).

При работе над словосочетанием важно помнить что оно самоцель, а это ступенька к более высоким речевым упр-ям (предложения и связная речь).