logo
мои шпоры

2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.

Чтение-рассматриваниеэто ведущий метод обучения чтению; это система читательских действий, которые при целенаправленном обучении складываются для читателей в привычный тип правильной читательской деятельности, что прямо ведет читателя в содержание книги.

Порядок чтения-рассматривания книги и содержание деятельности учащегося таковы:

  1. Еще не раскрывая книги, читатель вглядывается в 1 и 4 страницы обложки, вчитывается в название книги (фамилия автора, заглавие), всматривается в иллюстрации на обложке, сопоставляет их друг с другом, делает предварительный прогностический вывод о возможном содержании этой книги, привлекая весь свой прежний читательский опыт.

  2. Затем книга рассматривается постранично: читатель фиксирует, запоминает и сопоставляет выделенные там рисунки и надписи (например, заглавие произведений или глав) и мысленно соотносит их со своим первоначальным предположением о возможном содержании книги, решая, подтверждается прогноз или нет. Особого внимания заслуживают все 4 страницы обложки и оглавление или алфавитные указатели, если они в книге есть.

  3. Наконец, с целью ответа на вопросы (Книга, ты о чем? Хочу ли, буду ли, надо ли мне тебя читать сейчас или отложу и прочитаю при случае …?) читатель выбирает и прочитывает какое-то небольшое произведение или отрывок на особо заинтересовавшем его развороте и делает свой окончательный вывод (читать - не читать?), основывая свое решение на вполне объективных теперь и самостоятельно полученных им первоначальных сведениях о книге и ее авторе.

Метод чтение-рассматривание на всех этапах читательской самостоятельности имеет отличительные особенности:

На подготовительном этапе он осуществляется после чтения вслух, чтобы дети воспринимали связь содержания книги с ее внешними параметрами. На этом этапе вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация - название - автор.

Работа на занятии строится так:

На начальном этапе рассматривание предшествует первому чтению. Теперь цепочка строится в обратном порядке: автор - название - иллюстрации - содержание. Во втором полугодии 1 класса на каждом уроке используются «коллективки» с целью организации рассматривания под руководством учителя. Помимо коллективок используют книги для индивидуального рассматривания.

На основном этапе рассматривание полностью самостоятельное с опорой на такие элементы книги как: автор, название, предисловие, содержание, титульный лист.

Таким образом, метод чтения-рассматривания обеспечивает полноценность самостоятельного прочтения книги читателем и приучает его идти от общего к частному, а не наоборот. Этот метод помогает детям непроизвольно и надолго запомнить книги, к которым они обращались, а на первых этапах обучения ощутимо облегчает им трудности, связанные с несовершенством техники чтения; активизирует нужный словарный запас, представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям, позволяет выделить, в конце концов, свой круг чтения.

Другие методы: беседа, рассказ, наглядность.

Билет № 6