1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
А Имя сущ. – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, к-ое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении имя сущ. выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения. В школьной практике семантика этой части речи определяется через термин «предмет» и в качестве дополнительного признака предлагаются вопросы кто? что?. Слова со значением предметности – это названия вещей-предметов (стол, книга, парта), лиц (мальчик, девочка, Павел), живых существ и организмов (заяц, лошадь, вирус), отношений (дружба, ненависть) и т.д. Сущ. способны определяться именами прил.: Жаворонок звонкий вьется и поет.
Имена собственные – обозначают единственные в своем роде предметов, выделенных из ряда однородных, напр.: Днепр, Москва Шарик. Их особенность – наличие у них только формы единственного числа. Имена нарицательные – обозначают обобщенное название однородных предметов, напр.: дверь, улица. Одуш-неодуш. имен сущ. лексически проявляется в том, что сущ. одуш. обозначают преимущественно живых существ (людей и животных), а неодуш. – предметы и явления реальной действительности, не причисляемые к живой природе.
Падеж – словоизменительная лексико-грамматическая категория имени сущ., к-ая системой противопоставленных друг другу падежных форм выражает отношение обозначаемого сущ-ым предмета к другим предметам, действиям, признакам. Отношения, создаваемые с помощью падежей, проявляются на уровне словосочетания и предложения. Они могут выражаться падежной формой самостоятельно или в сочетании с лексическими либо грамматическими средствами (предлогами, интонацией, порядком слов). В современном русском языке 6 падежей, однако количество передаваемых ими значений гораздо больше количества падежных форм. Значения, выражаемые падежами, делятся на 4 основные группы: субъектные – характеристика субъекта действия (И.п.) (Лена опоздала); объектные – на какой предмет направлено действие (Мама мыла раму); определительное – (Лена опоздала, прогульщица. кольцо из серебра); обстоятельственное – (Лена опоздала в колледж). Все падежи явл. косвенными кроме И.п. В р.я. сохранились остатки звательного падежа, напр.: старче, отче. Изменение слова по падежам называется склонением.
Типы склонения имени сущ. Большинство сущ. изменяются по падежам, т.е. склоняется. По школьному курсу: 1 скл. – ж., м. р., окончание –а, -я, +сущ. общего рода (папа, мама, сластена). 2 скл. – м.р. с нулевым окончанием, с.р. окончание –о, -е (угол, небо, сердце). 3 скл. – ж.р. с нулевым окончанием (мышь, ночь, рожь). Разносклоняемые: сущ. на –мя (время, бремя, пламя), сущ. мать, дочь; сущ. дитя. Несклоняемые: не изменяется (пальто, кино, метро).
Б. Основной семантический признак им. сущ. - предметность. Поэтому первоначальное знакомство с именем существительным происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем существительным как частью речи.
В этом осознании велика роль вопросов к т о ? ч т о ?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - к о г о? ч е г о? и т.д. Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков чисти речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию им. сущ. в речевой конструкции, передающей мысль говорящего.
Третья ступень связана с постоянными свойствами существительного: это, в частности, грамматический род существительных - признак, который в русском языке не всегда обоснован с точки зрения смысла. Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Изменение по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти - предлоги с падежными формами.
Усвоению склонений способствуют падежные вопросы и особенно включение падежной формы в предложение, хотя бы небольшое: Чего у нас нет? У нас нет воды.
Склонение сущ. во множественном числе вводится лишь в усложненных программах.
Род имен существительных
По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: мой, моя, мое (тот, та, то). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с теми учениками, для которых русский язык - родной. Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род существительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).
В работе над родовыми признаками сущ., помимо языкового анализа и определения рода сущ. в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):
образование пар имен сущ. мужского и женского рода по типу хозяин – хозяйка, ткач – ткачиха, англичанин – англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, когда пары не получаются: шофер, космонавт;
составление словосочетаний типа согласования «существительное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;
составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;
составление предложение и небольших текстов на антонимической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;
исследовательское задание: доказать, какого рода им. сущ.: степь Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;
Число имен существительных.В отличие от категории рода ч и с л о им. сущ. отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Практические упражнения в образовании форм множественного числа
Начинаются уже в 1 классе, в системе грамматической пропедевтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала - значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного довольно легко.
Во 2 классе дети уже выделяют формальные признаки.
образование единственного числа от формы множественного числа:
составление словосочетаний в единственном и во множественном числе:
Склонение имен существительных.Склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных , выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. После знакомства с таблицей падежей, дети выполняют упражнения двух типов: аналитически и синтетические: разбор готового текста и составление своего. На этом этапе начинается орфографическая работа: безударные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонематический способ: слабая позиция фонем проверяется сильной позицией).
Важнейшие виды упражнений по теме:
склонение специально подобранных имен существительных разных типов в трех вариантах:
а) склоняется лишь само существительное;
б) оно склоняется в словосочетании или небольшом предложении;
в) формы падежей вводятся в предложения и в текст. Варианты предполагают также использование предлогов; - анализ падежных форм, встречающихся в тексте: составление алгоритмов, предписаний, определяющих четкую последовательность в анализе падежных форм и определений типа склонения;
толкование значений падежных форм в предложениях (доступные случаи);
составление предложений с заданной падежной формой;
упражнения в выделении падежных окончаний и в их проверке.
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.