logo
мои шпоры

2. Методика чтения сказок в начальной школе.

Сказка - жанр эпоса. С. разнообразны; они бывают народные (русские и других народов нашей страны и зарубежные) и авторские. Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором идет речь о вымышленных события, иногда фантастического характера. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя (В.Г. Белинский). Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам.Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

В кумулятивной сказке - это нагромождение событий и героев, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания звеньев в цепочке последовательных действий.

В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки.

В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика.

Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Н а ч а л а : Жили-были..., В некотором царстве, в некотором государстве …;

П р о д о л ж е н и я : Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

К о н ц а : И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла.

Сказка народная – один их основных эпических жанров устного народного творчества. Главная задача С. - рассказать о поступках и внутреннем мире героев, оценить их с точки зрения рассказчика, напомнить о том, что народ считает хорошим, а что плохим, что добром, а что - злом. Поэтому в С. обязательно присутствуют два типа героев - злые и добрые. Основные виды народных С. – волшебные, С. о животных и бытовые.

Широкое распространение получили С. литературные (авторские).

Сказка бытовая - разновидность народных сказок.

Сюжет помогает раскрыть и испытать черты характера и свойства ума обычных героев: попа, солдата, мужика, бабы, царя, барина и др. Речь разказчика бытовой С. проста, а речь героев представлена диалогом, в процессе которого проявляются ум и характеры героев.

Сказка волшебная . Действие происходит в реальном и волшебном мирах; герои могут быть как людьми, так и волшебными существами, наделенными необычными возможностями. Два типа героев –добрые и злые. Добрые: герой-заступник непосредственно борется со злодеем, герой-страдалец незаслуженно терпит несчастье, а его спасает герой-заступник; герои-помощники приходят на подмогу и добрым и злым героям (например, серый волк, Сивка-бурка). Сюжет направлен на то, чтобы испытать внутренний мир героев; он подчинен схеме: приказ - испытание - награда ( соответственно завязка, кульминация, развязка).

Зачины «Жили-были …», «В тридевятом царстве…», завершает С. формула концовки («Стали жить-поживать и добра наживать» или «Тут веселым пирком да за свадебку»). Присказка обычно не связана с событиями сказки и не совпадает с общей таинственной тональностью волшебной С., например: «Вот вам сказка, а мне бубликов связкаЯзык волшебной С. особенный: постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица, дремучий лес, зыбучие пески, синее море, лазоревые цветы, шелковая трава и др.).

Сказка о животных.

Методика работы со сказкой: 1 Прочитать внимательно сказку, определить автора и вид. 2 Как ты думаешь что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни. Назови волшебные предметы которые явл. частью реальной жизни сейчас, подумай что не может в реальной жизни. 3 Что тебе в этой сказке понравилось больше всего. За какого героя ты больше всего переживал. Опиши чувства которые ты переживал вместе с эти героем. 4 Какой момент сказки ты считаешь самым захватывающим 5 Назови положительных и отрицательных героев. Перечисли основные черты хар-ра этих героев, вспомни важные и значительные поступки. 6 Какие пословицы могли бы передать основную мысль это сказки. Одним предложением вырази основную мысль сказки самостоятельно. 7 Какие еще сказки тебе напомнила эта сказка, замыслом, сюжетом и хар-ом главных героев.

Билет № 16.