2. Методика чтения сказок в начальной школе.
Сказка - жанр эпоса. С. разнообразны; они бывают народные (русские и других народов нашей страны и зарубежные) и авторские. Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором идет речь о вымышленных события, иногда фантастического характера. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя (В.Г. Белинский). Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам.Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.
В кумулятивной сказке - это нагромождение событий и героев, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания звеньев в цепочке последовательных действий.
В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки.
В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика.
Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:
Н а ч а л а : Жили-были..., В некотором царстве, в некотором государстве …;
П р о д о л ж е н и я : Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;
К о н ц а : И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла.
Сказка народная – один их основных эпических жанров устного народного творчества. Главная задача С. - рассказать о поступках и внутреннем мире героев, оценить их с точки зрения рассказчика, напомнить о том, что народ считает хорошим, а что плохим, что добром, а что - злом. Поэтому в С. обязательно присутствуют два типа героев - злые и добрые. Основные виды народных С. – волшебные, С. о животных и бытовые.
Широкое распространение получили С. литературные (авторские).
Сказка бытовая - разновидность народных сказок.
Сюжет помогает раскрыть и испытать черты характера и свойства ума обычных героев: попа, солдата, мужика, бабы, царя, барина и др. Речь разказчика бытовой С. проста, а речь героев представлена диалогом, в процессе которого проявляются ум и характеры героев.
Сказка волшебная . Действие происходит в реальном и волшебном мирах; герои могут быть как людьми, так и волшебными существами, наделенными необычными возможностями. Два типа героев –добрые и злые. Добрые: герой-заступник непосредственно борется со злодеем, герой-страдалец незаслуженно терпит несчастье, а его спасает герой-заступник; герои-помощники приходят на подмогу и добрым и злым героям (например, серый волк, Сивка-бурка). Сюжет направлен на то, чтобы испытать внутренний мир героев; он подчинен схеме: приказ - испытание - награда ( соответственно завязка, кульминация, развязка).
Зачины «Жили-были …», «В тридевятом царстве…», завершает С. формула концовки («Стали жить-поживать и добра наживать» или «Тут веселым пирком да за свадебку»). Присказка обычно не связана с событиями сказки и не совпадает с общей таинственной тональностью волшебной С., например: «Вот вам сказка, а мне бубликов связкаЯзык волшебной С. особенный: постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица, дремучий лес, зыбучие пески, синее море, лазоревые цветы, шелковая трава и др.).
Сказка о животных.
Методика работы со сказкой: 1 Прочитать внимательно сказку, определить автора и вид. 2 Как ты думаешь что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни. Назови волшебные предметы которые явл. частью реальной жизни сейчас, подумай что не может в реальной жизни. 3 Что тебе в этой сказке понравилось больше всего. За какого героя ты больше всего переживал. Опиши чувства которые ты переживал вместе с эти героем. 4 Какой момент сказки ты считаешь самым захватывающим 5 Назови положительных и отрицательных героев. Перечисли основные черты хар-ра этих героев, вспомни важные и значительные поступки. 6 Какие пословицы могли бы передать основную мысль это сказки. Одним предложением вырази основную мысль сказки самостоятельно. 7 Какие еще сказки тебе напомнила эта сказка, замыслом, сюжетом и хар-ом главных героев.
Билет № 16.
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.