logo
мои шпоры

1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.

А). Словообразованиеэто раздел науки о языке, в к-ом изучаются значимые части слова, взаимодействие их друг с другом и способы образования слов.

Все слова делятся на морфемы. Морфемы - это минимальная значимая часть слова (¬∩^□).

Все морфемы в р. яз. делятся на :

1. Словообразующие (лампа+очк-лампочка).

2. Формообразующие (делая, гуляла, решающий).

Корень - семантическое и структурное ядро слова.

Бывают:

1. Свободные, те к-ые встречаются в чистом виде, т.е. может существовать без приставки и суффикса (лес, дом, кот).

2. Связанные, те к-ые не могут существовать без приставки и суффикса (залог, занимать).

В р. яз. встречаются омонимические формы:

  1. Полные омонимы (вод-заводить, вод-вода) 2. Свящ-свещ, ве-ви, ожёг-ожог.

По наличию корней в слове слова бывают:

1. Простые (1 корень): доска, стол.

2. Сложные (2 и более):пароход, паровоз.

Корень - основная часть слова, следовательно она общая для всех родственных слов. Слова, имеющие общий корень называются однокоренными (сон-сонливый-бессонница). В корнях встречаются чередования: 1. о//а заря-зори 2.у//о сохнуть-сухой 3.ы//ноль звука послать-посылать. 4.е//и//о//ноль звука собирать-соберёт-сбор-собрать. 5.а//я//им, ин понять-понимать. 6.г//ж бег-бежать. 7. з//ж грузить-гружу. 8.д//ж//жд водить-вожу-вождение. 9.т//ч//щ свет-освещение-свеча. 10ст//щ свитс-свищу. 11. ск//щ розыск-ищет. 12.к//ц//ч лицо-лик-личико. 13.с//ш писать-пишет. 14.х//ш дыхание-дышит. 15. б//бл любить-люблю. 16. в//вл ловить-ловлю. 17.м//мл кормить-кормлю. 18.п//пл лупить-луплю.

Приставка (префикс) - морфема, находящаяся перед корнем.

Могут быть: 1. слово-формообразующие (писать-списать).

Как правило, в словах бывает одна приставка (слегка), иногда 2 (пренебрегать), реже 3 (понапридумывать).

Большинство приставок в р. яз. исконнорусские (из, с, по, под, пре, при, за, раз, пре), но встречаются также иноязычные приставки: 1. а=не-отрицание (аморальный). 2. анти-противополжность (антиреволюционный). 3. архи=пре=наи-очень, высшая степень признака (архиважно). 4. дез, де-прекращение (дезинфекция. 5. дис, диз-нарушение (дисквалификация). 6. контр-против чго-то (контрреволюция). 7. ре-восстановление (реконструкция). 8. суб-под чем-либо расположено (субтитры). 9. транс-через, сквозь (трансконтинентальный). 10. ультро-то, что находится за пределами (ультрозвук). В процессе развития языка в нек-ых словах происходит постепенное срастание приставки с корнем (прекрасный, облако).

Суффикс - значимая часть слова, стоящая после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и форм слова.

Бывают: 1. Словообразующие 2. Формообразующие (в основу слова не входят!!!!): 1. инфинитив гл. (делать) 2. прошедшее время гл. (делал) 3. повелительное наклонение гл. (неси) 4. степени сравнения прил. и наречий (красивее, красивейший, ниже) 5. суффиксы деепричастия (делая) 6. суффиксы причастий (делающий, делавший, делаемый, сделанный, молотый).

По воспроизводимости суффиксы бывают:

1. Продуктивные (часто используемые для словообразования (еньк, оньк маленький, хорошенький; ан, ян серебряный, кожаный; ек, ик домик, столик)

2. Непродуктивные (ил чернила, белила; изн желтизна, белизна).

3. Единичные (почтамт, генералиссимус, молодёжь).

Бывают: 1. материально-выраженные (ручка) 2. нулевые (нёс_, несла). Постфикс (в применении к –ся, -сь: трудиться, умоюсь). Эта морфема удерживает особое название потому, что часто помещается после других частей слова, в том числе и окончания: сержу-сь, сердишь-ся, сердит-ся. Сюда же относятся: -то, -либо, - нибудь в неопределенных местоимениях (кто-то, что-либо, какой-нибудь).

Флексия (окончание) - изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и в предложении. Флексия выражает грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо). Флексия может быть материально выраженной и нулевой (мама, мамы, пень_, пня_).

Б). Под системой изучения языкового материала понимают целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических).

Система определяет:

  1. место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку;

  2. последовательность работы над понятиями корня, прист., суфф., окончан.

  3. взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;

  4. связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения:

Выделяют четыре этапа системы:

1 этап - пропедевтические словообразовательные наблюдения (1 класс)

2 этап - знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (2 класс)

3 этап - изучение специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (3 класс)

4 этап - углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (4 класс).

На всех этапах ведется работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием. Учитывается возраст детей, дидактические принципы.

Словообразование

Цели работы: 1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова с однокоренными словами; 2) предупредить ошибку как результат смешения синонимов и слов, имеющих омонимичные корни, с однокоренными словами при подборе к данному слову однокоренных (смотреть-глядеть); 3) воспитывать привычку внимательно относиться к графической форме слова; 4)учить вслушиваться, вдумываться, всматриваться в слово, развивать языковое чутье.