1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
А). Словообразование – это раздел науки о языке, в к-ом изучаются значимые части слова, взаимодействие их друг с другом и способы образования слов.
Все слова делятся на морфемы. Морфемы - это минимальная значимая часть слова (¬∩^□).
Все морфемы в р. яз. делятся на :
1. Словообразующие (лампа+очк-лампочка).
2. Формообразующие (делая, гуляла, решающий).
Корень - семантическое и структурное ядро слова.
Бывают:
1. Свободные, те к-ые встречаются в чистом виде, т.е. может существовать без приставки и суффикса (лес, дом, кот).
2. Связанные, те к-ые не могут существовать без приставки и суффикса (залог, занимать).
В р. яз. встречаются омонимические формы:
Полные омонимы (вод-заводить, вод-вода) 2. Свящ-свещ, ве-ви, ожёг-ожог.
По наличию корней в слове слова бывают:
1. Простые (1 корень): доска, стол.
2. Сложные (2 и более):пароход, паровоз.
Корень - основная часть слова, следовательно она общая для всех родственных слов. Слова, имеющие общий корень называются однокоренными (сон-сонливый-бессонница). В корнях встречаются чередования: 1. о//а заря-зори 2.у//о сохнуть-сухой 3.ы//ноль звука послать-посылать. 4.е//и//о//ноль звука собирать-соберёт-сбор-собрать. 5.а//я//им, ин понять-понимать. 6.г//ж бег-бежать. 7. з//ж грузить-гружу. 8.д//ж//жд водить-вожу-вождение. 9.т//ч//щ свет-освещение-свеча. 10ст//щ свитс-свищу. 11. ск//щ розыск-ищет. 12.к//ц//ч лицо-лик-личико. 13.с//ш писать-пишет. 14.х//ш дыхание-дышит. 15. б//бл любить-люблю. 16. в//вл ловить-ловлю. 17.м//мл кормить-кормлю. 18.п//пл лупить-луплю.
Приставка (префикс) - морфема, находящаяся перед корнем.
Могут быть: 1. слово-формообразующие (писать-списать).
Как правило, в словах бывает одна приставка (слегка), иногда 2 (пренебрегать), реже 3 (понапридумывать).
Большинство приставок в р. яз. исконнорусские (из, с, по, под, пре, при, за, раз, пре), но встречаются также иноязычные приставки: 1. а=не-отрицание (аморальный). 2. анти-противополжность (антиреволюционный). 3. архи=пре=наи-очень, высшая степень признака (архиважно). 4. дез, де-прекращение (дезинфекция. 5. дис, диз-нарушение (дисквалификация). 6. контр-против чго-то (контрреволюция). 7. ре-восстановление (реконструкция). 8. суб-под чем-либо расположено (субтитры). 9. транс-через, сквозь (трансконтинентальный). 10. ультро-то, что находится за пределами (ультрозвук). В процессе развития языка в нек-ых словах происходит постепенное срастание приставки с корнем (прекрасный, облако).
Суффикс - значимая часть слова, стоящая после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и форм слова.
Бывают: 1. Словообразующие 2. Формообразующие (в основу слова не входят!!!!): 1. инфинитив гл. (делать) 2. прошедшее время гл. (делал) 3. повелительное наклонение гл. (неси) 4. степени сравнения прил. и наречий (красивее, красивейший, ниже) 5. суффиксы деепричастия (делая) 6. суффиксы причастий (делающий, делавший, делаемый, сделанный, молотый).
По воспроизводимости суффиксы бывают:
1. Продуктивные (часто используемые для словообразования (еньк, оньк маленький, хорошенький; ан, ян серебряный, кожаный; ек, ик домик, столик)
2. Непродуктивные (ил чернила, белила; изн желтизна, белизна).
3. Единичные (почтамт, генералиссимус, молодёжь).
Бывают: 1. материально-выраженные (ручка) 2. нулевые (нёс_, несла). Постфикс (в применении к –ся, -сь: трудиться, умоюсь). Эта морфема удерживает особое название потому, что часто помещается после других частей слова, в том числе и окончания: сержу-сь, сердишь-ся, сердит-ся. Сюда же относятся: -то, -либо, - нибудь в неопределенных местоимениях (кто-то, что-либо, какой-нибудь).
Флексия (окончание) - изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и в предложении. Флексия выражает грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо). Флексия может быть материально выраженной и нулевой (мама, мамы, пень_, пня_).
Б). Под системой изучения языкового материала понимают целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических).
Система определяет:
место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку;
последовательность работы над понятиями корня, прист., суфф., окончан.
взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;
связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.
При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения:
все морфемы в слове взаимосвязаны;
значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова;
изучение корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии;
сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;
в отдельности каждая морфема изучается с семантико-образовательной и орфографической сторон.
Выделяют четыре этапа системы:
1 этап - пропедевтические словообразовательные наблюдения (1 класс)
2 этап - знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (2 класс)
3 этап - изучение специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (3 класс)
4 этап - углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (4 класс).
На всех этапах ведется работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием. Учитывается возраст детей, дидактические принципы.
Словообразование
Цели работы: 1) исключить возможность смешения форм одного и того же слова с однокоренными словами; 2) предупредить ошибку как результат смешения синонимов и слов, имеющих омонимичные корни, с однокоренными словами при подборе к данному слову однокоренных (смотреть-глядеть); 3) воспитывать привычку внимательно относиться к графической форме слова; 4)учить вслушиваться, вдумываться, всматриваться в слово, развивать языковое чутье.
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.