1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
А). Служебные части речи – это разряды слов, служащие для выражения отношения между понятиями, к-ые выражают знаменательные слова, и употребляющиеся только в соединении с ними.
- слова, к-ые не называют предметы, признаки, действия или состояния и не указывают на них, а служат для выражения грамматических отношений между словами в словосочетании и предложении.
Признаки:
Не изменяются.
Не имеют самостоятельного лексического значения.
Не являются членами предложения.
К служебным частям речи относятся: предлоги (в, над, по, после), союзы (и, что, если, потому что), частицы (не, ни, же, ли).
Б). Предлоги. Первое знакомство с предлогами в курсе русского языка происходит в процессе изучения состава слова и морфемики, в ситуации различения приставки (пишется слитно) и предлога, который признается самостоятельным словом и поэтому отделяется на письме от других слов. Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:1. формирование навыка правописания предлогов, раздельное написание предлогов со следующими словами, графически правильное их начертание 2. усвоение детьми роли предлогов в предложении.
Предлоги запоминаются; производные предлоги типа вокруг (дома), вслед за (весной) в начальной школе не изучаются. Лексическое значение предлога связано с другими частями речи (сущ., местоимен. и числит.).
Случаи употребления предлогов:
1. предлог употребляется с сущ. имеющих конкретные значения и отвлеченное значение.
2. предлог входит в предложение с бесприставочным гл.
3. графическое начертание предлога не расходится с произношением.
4. согласные звуки предлога оглушаются или озвончаются.
5. сущ. стоящие после предлога начинаются с гласной буквы.
6. согласные звуки предлога и согласной, с которого начинается сущ. одинаковы (С Соней, в воде и т.д.).
Союзы. Союзы изучаются через их функции в связи с темами «Однородные члены предложения» и «Сложное предложение», но при этом обращается внимание и на их собственное значение, Удобнее всех для этой цели противительный союз но, его значение как бы лежит на поверхности. Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов что, где, когда, который. Вводятся и сочинительные союзы и, а, с союзами составляются предложения.
На этапе обобщения в конце 4 класса практикуют:
введение союза в ряд изученных частей речи;
моделирование общего перечня частей речи с разделением на знаменательные и служебные, изменяемые и неизменяемые.
Частицы. В 3 классе изучается частица не в теме глагол (имеет отрицательный смысл и пишется раздельно с глаголом), не дается название данной части речи (возможен вариант пропедевтически назвать ее). Хорошо в воспитательных целях работать с пословицами и поговорками при отработке орфографического правила раздельного написания частицы не с глаголом.
Приемы работы над выразительным чтением на уроках чтения
Выразительного чтение на уроках чтения у младших школьников (как качество формируется в процессе анализа произведения) Интонация: система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании Приемы работы: Для овладения основами выразительности речи надо уметь: 1 распределять дыхание 2 овладеть навыками правильной артикуляции 3 владеть нормами литературного произношения. При выразительном чтении обязательно выполнение следующих требований: соблюдение знаков препинания, соблюдение логических и психологических пауз, логический ударения и интенсивности речи, умение менять темп и ритм чтения. Работа состоит из 3 этапов: 1 выяснение конкретного содержания текста, анализ мотивов поведения героев, установление идеи произведения 2 разметка текста (паузы, логические ударения, тон, темп, громкость) – партитура при чтении стихов. 3 упражнение в чтении вслух. Дополнительные приемы: специальные речевые и дыхательные упражнения (чистоговорки, скороговорки, артикуляционная гимнастика), чтение в разном темпе, инсценирование (чтение по ролям), показ чтения учителем или слушание записи.
Билет № 20
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.