2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
Басня – одна из форм эпического жанра (по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Д. Абрамовичу), появилась задолго до нашей эры. Основоположником басни считают Эзопа. Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки и недостатки людей – ложь, хитрость, жадность, глупость, заносчивость и пр. В баснях обычно действуют животные, вещи, реже - люди, в которых эти черты характера ярко проявляются и высмеиваются. Басня часто заканчивается (реже начинается) моралью, где разъясняется поучительный смысл произведения.
Для чтения в начальных классах отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.
Обучение чтению басен на первом этапе лучше начать с тех басенных произведений, которые наиболее ярко показывают специфику художественного басенного мира. Восприятие басен следует предварять специальным учебным материалом (рассказом, сказкой), подготавливающим детей к освоению сложных басенных аллегорий. Один из центральных вопросов анализа басни во 2-4 классах связан с раскрытием морали и аллегории. В методике традиционно считается целесообразным начинать работу над текстом басни с раскрытия ее иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и рассматривается мораль. Последние двое рекомендуют не читать мораль басни, пока учащиеся не поняли содержание конкретной части басни, пока не уяснили особенности действующих лиц. По мнению Л.В.Занкова, более целесообразно сразу после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?». Не прибегая к анализу текста басни, ученики высказываются относительно ее главной мысли, после чего следует вопрос: «Какова мораль?» Уже после того, как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.В подходе Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. Как показывает школьный опыт, уч-ся нач. классов в своем восприятии худож. произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с пониманием. Общая структура работы над басней на уроках обучения чтению должна быть следующей:
Подготовка к восприятию новой басни (рассматривание иллюстраций, репродукций, рисунков - в основном из детских книг, соотнесение их с названием произведения с целью предвосхищения его возможного содержания).
Чтение новой басни (по смысловым частям или полностью) с целью перепроверки первоначально высказанных предположений или предвосхищения последующих действий персонажей, исходя из прочитанного.
Коллективное пошаговое воссоздание хода действий и поступков персонажей, подкрепленное перечитыванием текста басни учащимися (отдельных строк, строф, описания картин, действий, образов и т.д.).
Выявление морали басни и соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.
Выразительное перечитывание текста басни (индивидуальное или по ролям) и инсценирование.
Работа с содержащими басни детскими книгами, которые принесены к уроку детьми. Эта работа может проводиться на разных этапах урока.
Анализ детских работ, выполненных дома самостоятельно (рисунки, книжки-самоделки, словарь качеств персонажей и т.д.).
Примерная структура урока:
Подготовительная работа:
Рассказ учителя об авторе басни; - Викторина по материалу прочитанных басен;
Беседа о повадках животных - действующих лицах басни, которую предстоит читать.
Чтение басни учителем (наизусть).
Беседа эмоционально-оценочного плана.
Анализ конкретного содержания басни:
Уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана и т.п.).
Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы ).
Установление главной мысли конкретного содержания басни.
Раскрытие аллегории.
Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
Аналогия из жизни.
Важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому полезно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы - чтение в лицах. Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение отношения детей к персонажам басни. Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия подводит к раскрытию аллегории басни. Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке.
Билет № 9
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.