logo
мои шпоры

2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).

Басня – одна из форм эпического жанра (по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Д. Абрамовичу), появилась задолго до нашей эры. Основоположником басни считают Эзопа. Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки и недостатки людей – ложь, хитрость, жадность, глупость, заносчивость и пр. В баснях обычно действуют животные, вещи, реже - люди, в которых эти черты характера ярко проявляются и высмеиваются. Басня часто заканчивается (реже начинается) моралью, где разъясняется поучительный смысл произведения.

Для чтения в начальных классах отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.

Обучение чтению басен на первом этапе лучше начать с тех басенных произведений, которые наиболее ярко показывают специфику художественного басенного мира. Восприятие басен следует предварять специальным учебным материалом (рассказом, сказкой), подготавливающим детей к освоению сложных басенных аллегорий. Один из центральных вопросов анализа басни во 2-4 классах связан с раскрытием морали и аллегории. В методике традиционно считается целесообразным начинать работу над текстом басни с раскрытия ее иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и рассматривается мораль. Последние двое рекомендуют не читать мораль басни, пока учащиеся не поняли содержание конкретной части басни, пока не уяснили особенности действующих лиц. По мнению Л.В.Занкова, более целесообразно сразу после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?». Не прибегая к анализу текста басни, ученики высказываются относительно ее главной мысли, после чего следует вопрос: «Какова мораль?» Уже после того, как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.В подходе Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. Как показывает школьный опыт, уч-ся нач. классов в своем восприятии худож. произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с пониманием. Общая структура работы над басней на уроках обучения чтению должна быть следующей:

Подготовка к восприятию новой басни (рассматривание иллюстраций, репродукций, рисунков - в основном из детских книг, соотнесение их с названием произведения с целью предвосхищения его возможного содержания).

Чтение новой басни (по смысловым частям или полностью) с целью перепроверки первоначально высказанных предположений или предвосхищения последующих действий персонажей, исходя из прочитанного.

Коллективное пошаговое воссоздание хода действий и поступков персонажей, подкрепленное перечитыванием текста басни учащимися (отдельных строк, строф, описания картин, действий, образов и т.д.).

Выявление морали басни и соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.

Выразительное перечитывание текста басни (индивидуальное или по ролям) и инсценирование.

Работа с содержащими басни детскими книгами, которые принесены к уроку детьми. Эта работа может проводиться на разных этапах урока.

Анализ детских работ, выполненных дома самостоятельно (рисунки, книжки-самоделки, словарь качеств персонажей и т.д.).

Примерная структура урока:

Подготовительная работа:

Важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому полезно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы - чтение в лицах. Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение отношения детей к персонажам басни. Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия подводит к раскрытию аллегории басни. Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке.

Билет № 9