logo
мои шпоры

1Фонетика как раздел русского языка.

А Фоне́тика (от греч. «звук», «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно.

Звук — это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.

Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека. Движение органов речи во время образования звука называется артикуляцией.

Звуки мы произносим, когда выдыхаем воздух. Выдыхая из лёгких воздушная струя попадает в гортань, где сложены голосовые связки, которые могут быть в двух положениях: они могут быть напряжены и сдвинуты, а могут быть расслаблены. Наличие или отсутствие голоса и шума учитывается классификации звуков речи.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные — это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков.

Согласные - это звуки, состоящие или из одного шума (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), или голоса и шума (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Шум образуется в полости рта, где выдыхаемый воздух встречает различные препятствия.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума. Это звуки, состоящие из голоса: а, о, у, ы, э, и. При образовании их воздух свободным потоком проходит через рот.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

Б В нач. кл не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие. Тем не менее нужно создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимость звукового состава слова от его лексического значения: сом – сок, булка – будка и т.п.

В период ОГ дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков, учатся проводить звуковой анализ слова. Упражнения в звуковом анализе слова продолжается на всех этапах обучения грамоте, а далее на уроках русского языка. Таким образом,

развивается речевой, или фонематический, слух – это готовность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он формируется еще в дошкольном возрасте и выполняет смыслоразличительную функцию: ел - ель, дом - дам. Обучение чтению и письму перестраивает механизм фонематического слуха: дети соотносят звук с буквой, и у них формируются звукобуквенные образы (эталоны) слов. Фонематический слух возникает на основе аудирования и говорения: его развитию способствует хорошая речевая среда , фонетический, звукобуквенный анализ слов, морфемный анализ, артикулирование звуков, развитие дикции, усвоение орфоэпии, упражнения в словообразовании и словоизменении. Развивающийся речевой слух способствует развитию и орфографической зоркости.

Необходимо учить мл. шк. распознавать гласные и согласные звуки по совокупности признаков (их три: способ произношения, характер звучания и способность образовывать слог). С этой целью организуется наблюдение за положением органов речи при произношении звука, за его звучанием.

Русское письмо звуковое, поскольку оно основано та том, что на письме звук обозначается буквой. Учеников 1 кл. необходимо научить распознавать звук и букву; звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем; буква - это значок звука, которым он обозначается на письме. Дети постепенно узнают, учатся печатать и писать все буквы русского алфавита. Для формирования графических навыков детям надо знать, что:

одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные согласные звуки;

буквы Е, Е, Ю, Я в начале слова и после гласного обозначают два звука (Яша, поет);

буквы Е, Е, Ю, Я после согласных обозначают мягкость этого согласного и гласный звук.

2. Цели и задачи уроков литературного чтения, основные этапы работы над литературным произведением. Сформулируйте цели и задачи к работе над одним из произведений в начальной школе (по выбору студента).

Задачи уроков классного чтения: совершенствование навыков правильного (чтение без искажений), сознательного (чтение обусловленное пониманием мл.шк фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных ср-в), беглого (чтение хар-ся определенным кол-ом слов произносимых в минуту) и выразительного (как качество формируется в процессе анализа произведения) чтения, формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней, расширение и углубление знаний учащегося об окружающем мире, формирование элементов научного мировоззрения, формировать нравственные качества личности и развитие этих качеств, развитие устной речи и мышления, формирование элементов литературоведческих представлений. Формирование интонации- совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшее из которых ударение, темп, ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Навык чтения формируется долго: 1 аналитический (ог) 2 синтетический (с 1 по 4 класс на уроках чтения) 3 автоматизации.

Основные этапы и задачи: Первый этап (первичный синтез) Задачи: ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста, выяснение эмоционального воздействия произведения. Второй этап (анализ) Задачи: установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт, раскрытие композиции произведения (завязка, кульминация, развязка), анализ изобразительных ср-в в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев. Третий этап (вторичный синтез) Содержание: обобщение существующих черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности произведения, оценка худ. произведения как источника познания окр.действительности и как произв. искусства (что нового узнали, чему учит и тд).

Билет № 11