2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи.
Научно-популярная литература прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент.
Н.-п. статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.В статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к восприятию.
На этапе подготовки решаются параллельно две задачи:
- возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;
- дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.
Основными приемами подготовительной работы являются
рассказ учителя, беседа, показ кино-, видео- или диафильма, экскурсия.
Первичное чтение н.-п. статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание. На этапе анализа используются такие приемы работы:
- деление текста на части;
- чтение по частям;
- выделение основной мысли в каждой части;
- рассматривание доказательства;
- сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;
- формулировка вывода, решение проблемы.
Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев. Обычно сюда относят очерки об известном человеке, истории из жизни писателей и поэтов и т.п. Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.
Урок знакомства с периодической печатью проводится на основном этапе формирования читательской самостоятельности (или на уроках классного чтения) в 3 классе. Детям на уроке предлагается рассмотреть и прочитать незнакомый (любой) номер выбранного для обсуждения журнала. Только после самостоятельного изучения номера проводится беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель демонстрирует постоянные рубрики журнала, обращает внимание на особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны познакомиться с терминами периодическая печать, журналист, редактор, тираж, номер, экземпляр.
Учащиеся рассматривают детские журналы : «Веселые картинки», «Мурзилка и тд. После летних каникул можно провести урок-отчет. Его цель – дать возможность всем детям поделиться со своими товарищами впечатлениями о книгах и журналах, прочитанных на каникулах.
Билет № 13
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.