logo
мои шпоры

2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.

Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи.

Научно-популярная литература прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент.

Н.-п. статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.В статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к восприятию.

На этапе подготовки решаются параллельно две задачи:

- возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;

- дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

Основными приемами подготовительной работы являются

рассказ учителя, беседа, показ кино-, видео- или диафильма, экскурсия.

Первичное чтение н.-п. статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание. На этапе анализа используются такие приемы работы:

- деление текста на части;

- чтение по частям;

- выделение основной мысли в каждой части;

- рассматривание доказательства;

- сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;

- формулировка вывода, решение проблемы.

Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев. Обычно сюда относят очерки об известном человеке, истории из жизни писателей и поэтов и т.п. Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.

Урок знакомства с периодической печатью проводится на основном этапе формирования читательской самостоятельности (или на уроках классного чтения) в 3 классе. Детям на уроке предлагается рассмотреть и прочитать незнакомый (любой) номер выбранного для обсуждения журнала. Только после самостоятельного изучения номера проводится беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель демонстрирует постоянные рубрики журнала, обращает внимание на особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны познакомиться с терминами периодическая печать, журналист, редактор, тираж, номер, экземпляр.

Учащиеся рассматривают детские журналы : «Веселые картинки», «Мурзилка и тд. После летних каникул можно провести урок-отчет. Его цель – дать возможность всем детям поделиться со своими товарищами впечатлениями о книгах и журналах, прочитанных на каникулах.

Билет № 13