3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с зпр
Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в обучении, педагоги занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др. - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Классы выравнивания создавались с первого года обучения, все остальные формы - в основном на второй ступени обучения, начиная с 5 класса.
Делались попытки изменить содержание образования: вводились новые курсы, разделы типа «Как учить учиться», «Как подготовиться к контрольной работе», сокращались курсы математики, физики, но значительного повышения эффективности в приобретении знаний, особенно у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обучении, не происходило.
Предпринятые в 1991-1993-х годах опросы учителей, работающих в классах компенсирующего обучения, показали, что педагоги не удовлетворены своим трудом: они не знают психологических особенностей детей; медицинская диагностика не помогает им в полной мере понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; отсутствуют специальные методики, новые технологии, а удачные находки, как правило, мало внедряются в школьную практику.
Все это привело к тому, что многие школы сохраняли такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся. В последние годы в связи с введением новой системы финансирования школ, создание таких классов в общеобразовательных учреждениях стали практически невозможными.
Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения. Они позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.
Отметим особенности обучения в классах коррекции. Каждый урок является продолжением предыдущего. Если отобрать главные вопросы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята усвоят тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону.
Особенностью работы в классе коррекции является организация самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учебного задания первоначально планируется, а затем предлагается именно как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Формы и виды помощи могут быть самыми разными. По форме следует различать помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуально направленную (каждому конкретному ученику). Среди видов помощи условно можно выделить три основных: 1) стимулирующая; 2) направляющая; 3) обучающая.
Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неправильно. В первом случае учитель подходит к ученику и помогает ему организовать себя, ободряет, вселяет уверенность в его способность справиться с работой. Во втором - он указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки решения. Направляющая помощь предусматривается в случае, когда ученик затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие действия. Учитель или обращает внимание ребенка. На решение аналогичной задачи, или помогает наметить план действий. Обучающая помощь необходима, когда надо показать, что и как девать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Многие исследователи отмечают, что дети с ЗПР не могут выполнить отдельные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельности, хотя по уровню интеллектуальных возможностей должны легко справляться с ними. Во время фронтальной работы в классе ученик совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной работы с помощью учителя выполняет то же задание правильно. Сказывается незрелость эмоционально-волевой сферы. Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активности ребенка со стороны взрослого. Эти особенности важно учитывать в работе с детьми с ЗПР.
Для детей со сложными формами ЗПР, испытывающих стойкие затруднения в обучении, в нашей стране созданы специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты VII вида. Образование в таких школах включает две ступени: 1) начальная общее (3-5 лет; 2) основное общее (5 лет). При приеме в такие школы существуют различные варианты обучения:
дети принимаются только в подготовительный 1-2 класс;
если ребенок учился в обычной школе с 7 лет, то принимается во 2 класс;
Если ребенок учился в обычной школе с 6 лет, то в 1 класс.
В специальных (коррекционных) школах VII вида наполняемость класса составляет не более 12 человек. В них предусмотрено диагностическое обучение.
- В.Ц. Цыренов
- Предисловие
- Лекция 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии
- Становление специальной психологии и педагогики
- Понятие нормы развития
- Классификация видов отклонений развития
- Особенности психического развития аномальных детей
- 5. Практические задачи специальной психологии
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины
- 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 3. Медико-социально-педагогическая профилактика, патронаж и ранняя комплексная помощь
- 4. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их образования как предмет олигофренопедагогики
- 1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины
- 2. Классификации умственной отсталости
- 3. Исторический аспект характеристики социальной политики в отношении умственно отсталых лиц
- 4. Образование умственно отсталых детей
- 5. Зарубежная практика образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
- 6. Рекомендации педагогам по осуществлению интегрированного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
- Лекция 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения
- Представления о зпр и их классификации
- 2. Особенности психики детей с зпр
- 3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с зпр
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями
- 1. Нарушения анализаторных систем
- 2. Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
- Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей
- 4. Дети с нарушениями зрения
- 5. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Логопедия и логопсихология
- Предмет, задачи и методы логопедии
- 2. Виды речи и основные причины ее нарушения
- 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе
- 4. Современные классификации речевых нарушений
- 5. Предмет, задачи и методы логопсихологии
- 6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в пмпк
- 7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича
- 2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с дцп
- 3. Нарушения психики при дцп
- 4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе
- 5. Основные цели и принципы коррекционной работы при дцп
- 6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
- Лекция 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции
- 1. Девиантное поведение, его причины и проявления
- 2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению
- 3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
- 4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте
- 5. Работа учителя с девиантными подростками
- Материалы для семинарскИх занятиЙ
- Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- Тема 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 6. Логопедия и логопсихология (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции ( 2 часа)
- Тема 2. История развития отечественной системы специального образования (6 часов)
- Тема 3. Особенности организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (6 часа)
- Тема 5. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с речевыми нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат V вида) (6 часов)
- Тема 6: Приоритетные направления развития современного специального образования (4 часа)
- Проверь себя!
- 6. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является…
- Содержание
- 670000, Г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а