Тема 3. Особенности организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (6 часа)
Цель работы: сформировать представления о системе работы с умственно отсталым ребенком в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIII вида.
Содержание работы:
Наблюдение за детьми, обучающимися в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида.
Изучение литературы по основам оказания помощи ребенку, имеющему нарушения интеллектуального развития.
Написание и защита проекта по оказанию коррекционно-педагогической помощи ребенку с проблемами интеллектуального развития.
В проекте необходимо отразить следующие положения:
Цель.
Актуальность.
Задачи.
Использование методик, методических приемов и технологий.
Целесообразность использования избранных методик и технологий.
Особенность педагогических подходов.
Задействованные специалисты.
Оборудование коррекционно-развивающей среды.
Прогнозируемый результат.
Список литературы
Бейкер Б.Л., Брайтман А. Дж. Путь к независимости: пер. с англ. М.: Центр лечебной педагогики, 1998.
Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. - М.: Академия, 2003.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: АРКТИ, 2000.
Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта: программ.-метод. материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Владос, 2007.
Специальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005.
Тема 4. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с сенсорными нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат I, II, III, IV видов) (6 часов)
Цель работы: сформировать представления о системе работы с детьми с сенсорными нарушениями в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат I-II, III- IV видов республики Бурятия.
Содержание работы:
Изучение литературы по основам оказания помощи ребенку, имеющему нарушения слуха и зрения.
Анализ учебных планов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I-II или III-IV видов.
Посещение уроков с целью описания методики обучения детей с нарушениями сенсорной сферы.
Описание особенностей методики обучения детей с различной степенью выраженности дефекта.
Разработка электронной презентации по проблеме образования детей с сенсорными нарушениями и его публичная защита.
Литература
Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха//Дефектология. - 1995. - № 4.
Басова А.Г. Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М., 1984
Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? // Дефектология. - I995.- № 2.
Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. - Л., 1973.
Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А.Феоктистова. - М., 1987.
- В.Ц. Цыренов
- Предисловие
- Лекция 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии
- Становление специальной психологии и педагогики
- Понятие нормы развития
- Классификация видов отклонений развития
- Особенности психического развития аномальных детей
- 5. Практические задачи специальной психологии
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины
- 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 3. Медико-социально-педагогическая профилактика, патронаж и ранняя комплексная помощь
- 4. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их образования как предмет олигофренопедагогики
- 1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины
- 2. Классификации умственной отсталости
- 3. Исторический аспект характеристики социальной политики в отношении умственно отсталых лиц
- 4. Образование умственно отсталых детей
- 5. Зарубежная практика образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
- 6. Рекомендации педагогам по осуществлению интегрированного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
- Лекция 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения
- Представления о зпр и их классификации
- 2. Особенности психики детей с зпр
- 3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с зпр
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями
- 1. Нарушения анализаторных систем
- 2. Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
- Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей
- 4. Дети с нарушениями зрения
- 5. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Логопедия и логопсихология
- Предмет, задачи и методы логопедии
- 2. Виды речи и основные причины ее нарушения
- 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе
- 4. Современные классификации речевых нарушений
- 5. Предмет, задачи и методы логопсихологии
- 6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в пмпк
- 7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича
- 2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с дцп
- 3. Нарушения психики при дцп
- 4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе
- 5. Основные цели и принципы коррекционной работы при дцп
- 6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
- Лекция 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции
- 1. Девиантное поведение, его причины и проявления
- 2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению
- 3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
- 4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте
- 5. Работа учителя с девиантными подростками
- Материалы для семинарскИх занятиЙ
- Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- Тема 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 6. Логопедия и логопсихология (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции ( 2 часа)
- Тема 2. История развития отечественной системы специального образования (6 часов)
- Тема 3. Особенности организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (6 часа)
- Тема 5. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с речевыми нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат V вида) (6 часов)
- Тема 6: Приоритетные направления развития современного специального образования (4 часа)
- Проверь себя!
- 6. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является…
- Содержание
- 670000, Г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а