4. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способностей и социального функционирования.
Социальная помощь проявляется в следующем:
периодических и единовременных доплатах к пенсиям и пособиям;
долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Социально-педагогическая деятельность при поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на различных возрастных этапах в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.
Такая деятельность имеет междисциплинарный характер, осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая роль принадлежит социальным педагогам.
Структура современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер, представленный следующим образом.
Государственный сектор - учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств (Министерство труда и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.).
Муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы органов регионального и местного управления.
Негосударственный сектор - учреждения, предприятия и службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.
Основное положение современной системы социально-педагогической помощи - утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. В настоящее время социально-педагогическая деятельность тормозится отсутствием статистической информации о лицах с ограниченными возможностями.
Социальный педагог взаимодействует с представителями всех социальных институтов, педагогами, врачами, психологами, с родителями и другими заинтересованными лицами.
Содержание работы социального педагога включает следующие направления:
формирование гуманных отношений в социуме;
содействие саморазвитию личности ребенка;
оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников;
направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;
устранение личных и социальных проблем учащихся;
выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;
организация правового просвещения;
представление интересов учащихся от имени учреждения в органах милиции или в суде;
сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами, другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы детей;
патронаж детей, нуждающихся в социальной, медицинской помощи.
В организации социально-педагогической помощи инновационными учреждениями являются комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-педагогические центры.
В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями:
дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;
детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;
специальные технические училища;
дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
психоневрологические интернаты.
Выделим основные направления развития сферы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.
1. Развитие государственной общественной системы социально-педагогической помощи.
2. Совершенствование процесса социального воспитания как в самой специальной школе, так и за рамками школьного возраста, т. е. после окончания школы.
3. Воздействие новых межведомственных учреждений (ПМПК, реабилитационные учреждения).
4. Организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики.
5. Переориентация организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников.
Главная линия государственной социальной помощи в области социальной педагогики лицам с ограниченными возможностями в России - перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на указание прямых социальных условий.
Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью определено в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О защите инвалидов РФ» в 1995 году. Этими законами определена деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов.
Статьями закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной работоспособностью. Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс мер (медицинских, педагогических, психологических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление или формирование способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе и профессионально-трудовых.
В рамках индивидуальной программы реабилитации просматривается профессиональная ориентация человека с учетом возможностей его трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации является рекомендательной и включает в себя как бесплатную часть, так и платную (в составе служб занятости и др.).
Первая группа инвалидности приписывается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствием травмы или дефектом развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены:
способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве;
способность к общению и контроль над своими действиями.
Ко второй группе инвалидности относятся те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травмирующих дефектов развития.
Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности, передвижения. Для детей такое сочетание не требуется.
Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению жизнедеятельности. Инвалиды второй и третьей групп могут обучаться и трудиться.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе, несмотря на зависимость содержания и метода профориентационной работы от характера и степени тяжести нарушения. Существуют общие закономерности в организации такой работы.
Для выявления внешних и внутренних факторов, от которых зависит способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности, необходимо:
1) установить характер и степень выраженности нарушений различных систем организма, индивидуальных и психофизиологических особенностей;
2) определить доступные для подростков или взрослых виды труда;
3) выявить его личные интересы и склонности в деятельности или профессии;
4) выявить, какова умственная и физическая трудоспособность;
5) определить состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер;
6) установить, насколько развита речь и коммуникативные навыки, значимые для профессионального развития.
Для взрослого человека важно определить характер изменений психологического и социального статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития.
Осознание наличия нарушения развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации и ограничению общения с окружающими. Негативные стереотипы социального взаимодействия определяются при общении сверстниками или взрослыми, подчеркивающими неполноценность человека с ограниченными возможностями.
Выбор профессии в школьном возрасте должен проводиться особенно квалифицированно, и существует система вакансий для учащихся. В зависимости от характера и степени тяжести нарушения, человек с ограниченной трудоспособностью может получить различные виды профессионального образования: от начального до высшего профессионального.
При наличии интеллектуальной нормы лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные возможности обучения в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.
- В.Ц. Цыренов
- Предисловие
- Лекция 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии
- Становление специальной психологии и педагогики
- Понятие нормы развития
- Классификация видов отклонений развития
- Особенности психического развития аномальных детей
- 5. Практические задачи специальной психологии
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины
- 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 3. Медико-социально-педагогическая профилактика, патронаж и ранняя комплексная помощь
- 4. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их образования как предмет олигофренопедагогики
- 1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины
- 2. Классификации умственной отсталости
- 3. Исторический аспект характеристики социальной политики в отношении умственно отсталых лиц
- 4. Образование умственно отсталых детей
- 5. Зарубежная практика образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
- 6. Рекомендации педагогам по осуществлению интегрированного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
- Лекция 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения
- Представления о зпр и их классификации
- 2. Особенности психики детей с зпр
- 3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с зпр
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями
- 1. Нарушения анализаторных систем
- 2. Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
- Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей
- 4. Дети с нарушениями зрения
- 5. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Логопедия и логопсихология
- Предмет, задачи и методы логопедии
- 2. Виды речи и основные причины ее нарушения
- 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе
- 4. Современные классификации речевых нарушений
- 5. Предмет, задачи и методы логопсихологии
- 6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в пмпк
- 7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича
- 2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с дцп
- 3. Нарушения психики при дцп
- 4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе
- 5. Основные цели и принципы коррекционной работы при дцп
- 6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
- Лекция 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции
- 1. Девиантное поведение, его причины и проявления
- 2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению
- 3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
- 4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте
- 5. Работа учителя с девиантными подростками
- Материалы для семинарскИх занятиЙ
- Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- Тема 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 6. Логопедия и логопсихология (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции ( 2 часа)
- Тема 2. История развития отечественной системы специального образования (6 часов)
- Тема 3. Особенности организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (6 часа)
- Тема 5. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с речевыми нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат V вида) (6 часов)
- Тема 6: Приоритетные направления развития современного специального образования (4 часа)
- Проверь себя!
- 6. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является…
- Содержание
- 670000, Г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а