Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
Зная общую цель воспитания детей дошкольного возраста и исходящие из нее конкретные задачи, работники дошкольных образовательных учреждений, опираясь на предложенные им программы, определяют содержание процесса обучения, воспитания и развития детей различных возрастных групп.
Прежде чем знакомиться с содержанием учебно-воспитательного процесса, следует усвоить сущность воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
В воспитательном процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель воспитания и развития детей, формы и методы, направленные на реализацию цели и содержания воспитания, предполагаемый результат.
Воспитательный процесс – это специально организованный процесс для получения определенного результата на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Это процесс двусторонний. В нем участвуют воспитатели и воспитуемые. Дети в процессе воспитания являются и объектом, и субъектом воспитания. По отношению к воспитателю ребенок выступает как объект, на которого направлены воздействия взрослого, а сам по отношению к сверстникам и другим детям может выступать как субъект воспитания. Например, в процессе игровой деятельности ребенок предъявляет требования выполнять правила игры к другим детям; по отношению к этим детям он является своеобразным субъектом воспитания.
84
Следует помнить, что воспитательный процесс будет только в том случае эффективным, если ребенок проявляет заинтересованность и активность.
Процесс воспитания дошкольников длительный и непрерывный, результат его проявляется не сразу. Только в старшей группе детского сада более или менее отчетливо видны результаты деятельности воспитателя, музыкальных работников, педагога по физическому воспитанию, педагога психолога. В полной мере результаты воспитательного процесса проявляются только в школе. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений должны наблюдать за своими выпускниками, обучающимися в начальных классах школы. Это поможет увидеть положительные результаты своей деятельности, отметить недостатки и должным образом провести корректировку воспитательного процесса.
Результаты воспитания по отношению к разным детям не могут быть одинаковыми. Это объясняется индивидуальными особенностями ребенка, неравномерностью его психического и физического развития. Большое внимание на результат воспитания оказывает жизненный опыт воспитанников, их семьи и окружения. Поэтому воспитатель при организации процесса воспитания должен учитывать всю совокупность воспитательных влияний, их взаимосвязь, особое внимание обращая, на те факторы, которые могут оказать отрицательное воздействие на ребенка.
В воспитательном процессе дети вступают в систему отношений: к окружающему миру, к природе, к сверстникам и взрослым, играм и занятиям и т. д. Чтобы вникнуть во внутренний мир ребенка, необходимо постоянно анализировать те отношения, в которые он вступает в процессе активной и разнообразной деятельности. Задача воспитателей заключается в том, чтобы в ходе воспитательного процесса целенаправленно и сознательно направлять складывающиеся отношения воспитанников, не забывая при этом о личностно-ориентированной педагогике.
Воспитательный процесс не остается неизменным, он постоянно развивается и изменяется. Это обусловлено возрастными, индивидуальными особенностями детей, новыми теоретическими положениями психологии, физиологии и педагогики.
85
Движущие силы, которые определяют изменчивость, подвижность воспитательного процесса, связаны с противоречивостью развития личности ребенка и самого процесса воспитания. Противоречия могут быть ' внешними и внутренними.
Внешние противоречия связаны как с деятельностью воспитателя, так и с деятельностью воспитанников. С первых дней пребывания в детском саду дети включаются в его режимные моменты, осваивают определенные правила и нормы поведения в группе, на занятиях, на прогулке. Все эти требования исходят от взрослых. Но часто в силу домашнего воспитания, особенностей физического и психического развития, дети не готовы к выполнению поставленных перед ними правил, задач, требований. Возникает противоречие. Чтобы этого не происходило, все правила, задачи, нормы поведения должны быть продуманы и приведены в соответствие с возрастными возможностями детей, уровнем их развития, с одной стороны, и целями воспитательного процесса – с другой. При этом необходимо рассчитывать на «зону ближайшего развития» ребенка, на формирующиеся функции.
К внутренним противоречиям воспитательного процесса относится противоречие между возрастающими внешними требованиями к ребенку и его личными стремлениями. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями также ведет к возникновению внутреннего противоречия.
Все противоречия в воспитательном процессе должны быть разрешены. Преодоление противоречий способствует развитию и воспитанию ребенка.
Систему воспитания и развития определяют принципы воспитания, принятые педагогической наукой.
Система воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений организуется по следующим принципам:
• воспитание личности в процессе деятельности;
• единство требований к воспитаннику и уважение его личности;
• сочетание педагогического руководства и развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей;
• соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.
86
Главными факторами воспитания и развития личности являются деятельность и общение ребенка. Именно эти факторы определяют процесс психического развития и воспитания ребенка, формирование его взглядов, суждений, оценок, отношений и в конечном итоге – формирование качеств личности.
В процессе специально организованной деятельности с ее определенным содержанием дети овладевают культурными ценностями общества, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми.
От возраста к возрасту деятельность детей изменяется – расширяется, наполняется новым содержанием, становится более сложной. Воспитатель дошкольного учреждения, организуя деятельность детей, определяет ее конечный результат и таким образом влияет на их развитие.
В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются – игровая, познавательная, художественно-эстетическая, предметная, оздоровительная.
Все вышеперечисленные виды деятельности находят место в воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений, но при этом имеются специфические особенности их использования в работе с детьми различных возрастных групп.
Опираясь, на теорию деятельности А.Н. Леонтьева, можно утверждать, что развитие психики зависит не просто от любой деятельности ребенка, а от ведущей деятельности. Каждая возрастная группа детей в своем развитии характеризуется своим видом ведущей деятельности. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Но для психического развития детей дошкольного возраста и их воспитания важную роль играет общение (как вид деятельности, присущей человеку), конструирование, изобразительная деятельность.
Принцип единства требований к ребенку и уважение его личности ориентирует педагогов на гуманное отношение к ребенку, на создание доброжелательного микроклимата в детском коллективе. Воспитатель должен не только заботиться о детях, но, самое главное, в каждом ребенке видеть личность, которая имеет свое мнение
87
Это право ребенка на самостоятельное мнение следует уважать, ни при каких обстоятельствах не унижать его достоинство, не допускать придирчивости и предвзятости. Требования к ребенку должны быть понятными ему, соответствовать его возможностям.
Воспитательный процесс управляем. Главная фигура в нем – педагог, организующий деятельность детей. Поэтому принцип сочетания педагогического руководства и развития инициативы и самодеятельности детей занимает важное место в воспитательном процессе. На основе этого принципа строится вся работа с детьми, т. е. определяются ее содержание, формы и методы. Содержание игр, музыкальных занятий, общение с природой должны способствовать развитию самостоятельности, инициативы детей. Особенно хорошо это заметно в сюжетно-ролевых играх детей. Конечно, воспитатель должен учитывать, что самостоятельность и инициатива детей дошкольного возраста носят относительный характер, так как дети имеют еще незначительный жизненный опыт.
Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей ориентирует дошкольных работников на личностную модель воспитания. Воспитатели должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности их психического и физиологического развития на каждом возрастном этапе. Для каждого ребенка воспитатель должен быть добрым, четким, уметь привлекать и правильно оценивать его дела, поведение. Поэтому воспитателю особенно важно знать внутренний мир каждого ребенка, домашнюю обстановку. Сами дошкольники очень эмоциональны, и каждое замечание от взрослых они часто воспринимают неадекватно своему поведению.
Зная цель, задачи, сущность процесса воспитания его основные принципы, можно определить направления и содержание учебно-воспитательного процесса дошкольников.
Физическое развитие дошкольников
Анализ всех программ воспитания и развития детей дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание детей.
88
В базисной программе «Истоки» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».
Серьезное внимание физическому воспитанию уделяется и в программе «Радуга».
Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – увеличиваются рост, масса тела, развивается двигательная активность. Важной задачей воспитателя является развитие физических способностей ребенка – силы, ловкости, выносливости.
Формирование движений, становление двигательной активности начинается у детей задолго до рождения и продолжается на всех этапах дошкольного детства. В первые пять лет особенно активно происходит накопление двигательного опыта.
Для нормального физического развития детей необходимы специальные упражнения, укрепляющие слабые мышцы плечевого пояса, туловища, ног. Ежедневно во всех возрастных группах детского сада проводится утренняя гимнастика. Ее цель – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребенка, способствует хорошему настроению в течение всего дня.
Большое место в физическом развитии ребенка занимают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежутке между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются в музыкальные занятия.
Игры младших дошкольников организует воспитатель, а старшие дошкольники учатся организовывать подвижные игры самостоятельно. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует у дошкольников стремление к еще большей физической активности.
Забота о здоровье детей и их физическом развитии тесно связана с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
89
Помимо ежедневной утренней гимнастики два раза в неделю во всех группах дошкольного образовательного учреждения проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучить детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия с группами детей раннего возраста проводятся по специальным методикам.
Развитие движений, воспитание двигательной активности осуществляется во время прогулки. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе. Интерес у детей вызывает прогулка, во время которой они учатся наблюдать явления природы, жизнь людей, объекты социума.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за развитием детей и состоянием их здоровья, проводятся профилактические мероприятия для укрепления здоровья. Авторы комплексных программ воспитания и развития дошкольников большое внимание уделяют формированию привычек к здоровому образу жизни, потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности.
Так, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. В младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться, убирать игрушки. Они должны знать и называть предметы, необходимые для умывания, купания и уборки помещения. Особое место занимает работа по воспитанию навыков и умений поведения за столом.
90
На последующих этапах возрастного развития детей культурно-гигиенические представления и практические умения усложняются. К старшему дошкольному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п. Старшие обучают малышей.
Эффективное физическое воспитание и развитие дошкольников возможно при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Режим – это твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствующий особенностям возрастного развития детей.
Режим дня – это не просто регламентированное времяпрепровождение, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение.
Режимные моменты способствуют воспитанию у детей прежде всего культурно-гигиенических привычек, навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными
Режим меняется с возрастом детей. В младшей группе много времени уходит на одевание после сна, при подготовке к прогулке. Внимание детей неустойчиво, они отвлекаются на каждую новую для них ситуацию, поэтому естественно, что для них отводится больше времени на самообслуживание. А вот учебные занятия у малышей занимают не более 15 минут.
С возрастом сокращается время на самостоятельную деятельность по самообслуживанию, увеличивается время прогулки, проведения учебных занятий. В старшей и подготовительной возрастных группах учебное занятие может продолжаться 25 – 30 минут, а в день их может быть 2 – 3 с перерывами.
В дошкольном образовательном учреждении есть только ему присущая особенность – режим жизни
91
детей меняется с изменениями времени года. В летнее время дети меньше занимаются, а больше находятся на воздухе, играют. Режим не должен быть для детей сплошным ожиданием друг друга – на обед, на прогулку. Одни дети моют руки к обеду, другие уже садятся за стол. Только к учебным занятиям все приступают одновременно. Для каждой возрастной группы режим должен быть постоянным. Это лучше формирует у детей привычки поведения и помогает воспитанию самостоятельности.
Большую роль в организации положительного настроя ребенка играет утренний прием. Ведь оттого, как будет принят ребенок в детском саду, зависит весь его день. Часто плохое настроение одного ребенка влияет на других детей. Обычно утренний прием проводится на воздухе, лишь в плохую погоду в помещении. Во время приема детей воспитатель имеет возможность общаться с родителями. Такое общение можно спланировать. Наметить, что надо сообщить родителям, о чем попросить, что напомнить. Хорошо, когда родители утром узнают о делах на день и на текущую неделю. Во время утреннего приема можно сообщить отдельным родителям о том, как идет воспитание привычек поведения, как ребенок относится к учебным занятиям. Во время беседы с родителями необходимо прежде всего говорить об успехах ребенка пусть даже самых незначительных. На фоне успехов отрицательные замечания воспринимаются родителями не так эмоционально.
Во время приема пищи помощниками воспитателя уже являются дети. Старшие накрывают на стол самостоятельно, а младшие работают по указанию и подсказкам воспитателя.
Особое место в режиме жизни детей в детском саду занимают прогулки. Помимо оздоровительного значения прогулки способствуют развитию движений ребенка, его физической активности. Перед прогулкой воспитатель объясняет детям, какие игрушки они возьмут с собой, во что будут играть, на какие вопросы после прогулки они ответят. На прогулку планируется 1 – 2 подвижные игры. Весной и летом планируется труд на участке.
После обеда в режиме дня сон. Многие дети охотно спят, особенно дети младшей группы. Сон проводится в хорошо проветренном, но не в холодном помещении.
92
После полдника и вечерней прогулки дети уходят домой. Воспитатель в это время рассказывает родителям, как прошел день, какое настроение было у ребенка, что интересного он сегодня сделал, что новое узнал, как вел себя со сверстниками.
К семи годам у старших дошкольников заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку; способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания; прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.
Социальное развитие дошкольников
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного социального развития. В период дошкольного детства активно развивается речь и мышление ребенка. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста нельзя представить без общего понимания социализации. Социализация – это процесс усвоения воспитанником существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь человека. В дошкольном детстве – это прежде всего овладение нормами социальной жизни.
В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Тесно связано с социальным развитием нравственное воспитание дошкольников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.
Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы создают возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
93
Ведущая задача нравственного воспитания дошкольников – воспитание гуманных отношений. Чтобы эти отношения были сформированы, необходимо знать компоненты нравственного воспитания. Это прежде всего формирование нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения. В системе нравственного воспитания эти компоненты выступают в единстве.
Нравственное и социальное развитие личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Уже в дошкольном возрасте эти отношения строятся на основе определенных правил, указаний и требований взрослых.
Процесс нравственного воспитания, как мы уже указывали, невозможен вне социального развития личности ребенка. Воспитание гражданственности, трудолюбия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети активно включаются во взаимоотношения со взрослыми, сверстниками и учатся оценивать и познавать самих себя.
В младшем возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственников, в детском саду – это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на прогулке дети задают много вопросов.
Взрослый является для детей тем человеком, который все знает, на все вопросы ответит, даст необходимую информацию. Для младшего дошкольника взрослые – непререкаемый авторитет, и дети стараются подражать им в словах, поведении. В этом возрасте им свойственно копирование. В среднем и старшем дошкольном возрасте – простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает сотрудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в возрасте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.
Общение взрослых с детьми дошкольного возрас- та не простое. От поведения взрослых в наибольшей степени зависит приобщение ребенка к реальному миру, удовлетворение его интересов.
94
Иными словами, взрослые должны помогать социальному развитию ребенка. Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе «Детство» есть специальный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для воспитателя важно, чтобы дошкольники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о малышах. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выполнять в детском саду, а потом в школе, определенные правила. Уже в старшем дошкольном возрасте в отношениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость, заботливость, готовность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками более активно идет и социальное развитие ребенка. Он учится самооценке, самопознанию.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в большей степени связано с эмоциональной сферой ребенка, его переживаниями. Огорчение и радость, восторг и смущение – все это характерно для дошкольников. Поэтому естественно, что нравственное воспитание и социальное развитие детей требует ярких примеров из литературы, кинофильмов, участие детей в постановке сказок, в создании кукольного театра и т. п. Нравственные чувства, возникающие у детей в таких видах деятельности, служат своеобразным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения.
Социальное развитие дошкольников и их нравственное воспитание связаны с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию прежде всего предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа проводится с учетом возраста детей и их жизненного опыта. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.
95
Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формирование черт характера и качеств личности. Поведение воспитателя, его отношение к детям, требования, которые он предъявляет, формируют личность ребенка, причем чрезвычайно важна общая направленность личности ребенка – растет ли он созидателем, активным деятелем или потребителем, эгоистом, стремящимся получить от всех как можно больше для себя.
Планируя содержание нравственного воспитания детей различных возрастных групп, воспитатель продумывает, какие нравственные качества он будет воспитывать у детей, какими средствами и методами при этом он будет пользоваться. Так при воспитании целеустремленности, воспитатель учит детей ставить цель своей деятельности, затем подсказывает ребятам как можно достичь этой цели, дает образец выполнения задания, вместе с детьми намечает пути достижения цели. Постепенно дети учатся самостоятельно ставить цель игры, цель работы в живом уголке и т. д.
У дошкольников воспитывают скромность, так как часто дети любят хвалиться, фантазировать о себе и своих родителях. Воспитатель же помогает ребенку критически оценивать свои возможности, результаты своей деятельности, учит детей правильно оценивать свои достоинства и недостатки.
Формирование положительных нравственных качеств – это результат целенаправленной последовательной работы воспитателей. Большого терпения требует работа по преодолению уже сложившихся нежелательных качеств.
Причины невоспитанности ребенка разные: избалованность ребенка в семье и, наоборот, недостаток внимания к нему; чрезмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в немедленном выполнении каждого его желания, и постоянные наказания ребенка, отсутствие единых требований в семье и последовательности их предъявлений. Воспитатель с помощью наблюдений, бесед с родителями и специальной диагностики выявляет причины отклонения ребенка от нормы поведения, намечает пути воспитательной работы с ним, очень внимательно следит за всеми положительными проявлениями такого ребенка и использует систему похвалы, поощрения, доверия и т. п.
96
Таким образом, нравственное воспитание и социальное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого подхода воспитателей и всех дошкольных образовательных учреждений к его реализации.
Умственное воспитание дошкольников
В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают психологи, педагоги, физиологи. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяются содержание и методы умственного воспитания на разных этапах возрастного становления ребенка.
Умственное воспитание – это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.
В содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Основой умственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и
97
называть цвета, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произведений искусства. Сенсорное воспитание предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Особенно важно развивать у детей звуковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру слова, отражать в речи свои ощущения, понимание эмоциональной ситуации при изложении и пересказе событий из жизни и жизни литературных героев, особенно сказочных.
В дошкольном возрасте устанавливаются пространственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в разговорной речи.
Сенсорное воспитание направлено на развитие тактильной чувствительности – умения различать на ощупь качество предметов и правильно их называть. При этом дети оперируют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холодный», «теплый». Одна из сторон сенсорного воспитания – развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Для определения свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с младшими дошкольниками. Обследование – это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлагается внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шарики, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает возможность различать предметы по форме, цвету, качествам. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружающей действительности в целом.
98
Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспитатель продвигается с детьми от простого к сложному. В старшем дошкольном возрасте дети уже анализируют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по фактуре, что, естественно, еще не доступно детям младшей возрастной группы.
Обследование предметов, их свойств и качеств связано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблюдении за явлениями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают вопросы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета листья деревьев весной?», «Какого цвета листья клена, березы осенью?» Приобретая опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученным знаниями в других жизненных ситуациях.
Сенсорное воспитание как составную часть умственного развития детей невозможно осуществлять эффективно, если не вести работу по развитию речи дошкольников. В детском дошкольном учреждении решаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словаря ребенка, формирование грамматического строя речи, развитие связной монологической и диалогической речи.
Речь является важнейшей формой общения детей со взрослыми и сверстниками, формирование речи начинается с общения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показывает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определенные просьбы, дает указания и т. п. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмоционального восприятия. Постепенно начинает формироваться диалогическая речь. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе определенное связное содержание.
В последние годы в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи оказывает впо-
99
следствии положительное влияние на грамотность ребенка, его умение регулировать темп и громкость речи, ее выразительность.
Успехи в звуковой культуре речи возможны при условии развития у детей слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Для решения этих задач воспитатель развивает речедвигательный аппарат и речевой слух.
Для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения воспитатели используют различные игры как на специальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Это прежде всего звукоподражание животным, потешки, скороговорки.
В процессе работы по речевому развитию детей обогащается словарь воспитанников, идет его закрепление, уточнение, систематизация. Для этого используются описания погоды, пересказ сказок, рассказывание о проведении воскресного дня, упражнения по продолжению сказки, придумывания ее окончания.
Работа по обогащению словаря связана с формированием грамматического строя речи. Дети учатся правильно изменять слова по падежам, четко произносить окончания слов, пользоваться всеми частями речи. Лучше всего это осуществляется на занятиях и в игре. Именно здесь воспитанники учатся использовать различные грамматические формы.
Работа по обогащению словаря дошкольника и формированию грамматического строя речи подготавливает детей к связной речи. Речь ребенка должна быть последовательной, логичной и грамматически правильной. Учитывая особенности и сложности русского языка, воспитатели систематически и целенаправленно работают над речью детей, подбирают специальные упражнения, включают в занятия с детьми дидактические игры, учат творческому пересказу сказки, рассказа. При этом обращают внимание на красоту языка, учат детей подбирать слова, чтобы пересказ был красивым и правильным.
Особого внимания заслуживает работа в подготовительной группе детского сада, где ребята учатся членить предложения на слова, слова на слоги, на звуки, обучаются слоговому чтению слов, составляют слова и предложения из разрезной азбуки.
100
В связи с неравномерностью развития речи у каждого ребенка, работа воспитателя должна быть индивидуально ориентированной. Работая в группе с малым количеством детей, воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка – темп его речи, грамматический строй, умение описывать в рассказе окружающий мир. В связи со всем этим и проводится индивидуальная работа с детьми в процессе общей деятельности.
В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представлений и конструирование. Математическая подготовка детей дошкольного возраста включает обучение счету, развитие количественных представлений, обучение решению и составлению простых математических задач.
Уже в младшем возрасте в семье, а затем в дошкольном учреждении дети усваивают и закрепляют такие понятия как «больше», «меньше», «поровну», «большой», «маленький», «длиннее», «короче», «выше», «ниже», «шире», «уже», «толще». Все это понятия не просто способствуют развитию математического мышления, но и формируют элементы логического мышления, что очень важно для умственного развития и воспитания дошкольников.
В процессе игры, на занятиях и в режимные моменты работы группы ребята учатся определять расположение предметов, направление, длину.
Во всех комплексных программах воспитания и развития детей дошкольного возраста умственное воспитание и развитие обязательно предполагает освоение математических представлений и понятий. Делать это рекомендуется в процессе повседневной жизни, во время прогулок, в дидактических играх и на специальных занятиях. Так, в программе «Радуга» во время прогулки при знакомстве с числом «один» рекомендуется сделать с детьми солнечные часы, а при знакомстве с числом «два» – подобрать пары (пара глаз, пара рук, пара носков и т. п.). При развитии предпосылок логического мышления воспитателям рекомендуется использовать потешки, загадки, скороговорки, различные геометрические головоломки, работу с конструкторами.
101
В целом можно определить, что для умственного развития используются самые разнообразные средства, которые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его индивидуальной интеллектуальной деятельности.
Трудовое воспитание дошкольников
Трудовое воспитание основано на стремлении детей к активности и самостоятельности. Элементы трудовой деятельности и направлены на удовлетворение их потребности в активной деятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу, не доводят ее до конца. Так, девочка начала стирку, выстирала только одно платье куклы, а дальше стирку прекратила. Мальчик строил железную дорогу, работая с конструктором, дорогу до конца не достроил и уже пустил по ней паровозик.
Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам.
Перед воспитателем и стоит задача – сформировать устойчивый интерес детей к конечному результату любого труда. Именно это и способствует воспитанию трудолюбия у ребенка.
С малых лет ребенка приучают к аккуратному обращению с игрушками, учат их беречь и ремонтировать в случае необходимости, укладывать их на место. Впоследствии эту работу дети проводят самостоятельно. Значит, именно под руководством взрослых дети получают знания о труде, о профессиях, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины, выпекал хлеб и т. п. Ребята в семье, в детском саду обучаются не только трудовым умениям и навыкам, но и постоянно знакомятся с трудом взрослых. Такое знакомство воспитывает у детей уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему тому, что создано человеком. Работа эта сложная, так как ребенок видит в жизни и негативное отношение к материальным ценностям. Поэтому другая задача воспитателя – раскрыть значимость создаваемых материальных ценностей для каждого человека, для семьи и государства.
102
Последовательно и настойчиво воспитатель формирует у детей умение трудиться в группе. Именно в совместной деятельности дошкольники учатся распределять обязанности, выполнять поручения-сверстника или старшего по возрасту. Многие дошкольники стремятся в процессе выполнения трудовых поручений проявлять творчество, вносить в работу элементы игры. В совместной деятельности дети учатся оказывать помощь другому, доброжелательным отношениям. Если труд организован правильно, ребенок прилагает определенные усилия, развивает физическую силу и волю. Организуя трудовую деятельность дошкольников различных возрастных групп, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным.
В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию детей приучают с раннего детства.
Хозяйственно-бытовой или просто бытовой труд в детском саду связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к обеду, ужину, работе в живом уголке, подготовке учебной или игровой комнаты.
Труд в природе не только способствует формированию умений и навыков, но и особенно положительно влияет на нравственно-социальное становление личности ребенка. Дети с большой любовью ухаживают за животными, готовят грядки, весной ухаживают за цветами. Именно труд в природе дает возможность увидеть ее красоту, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавать прекрасное в детском саду из природного материала.
Ручной труд детей направлен на развитие мелких мышц, творческого воображения, формирование самостоятельности в том или ином виде трудовой деятельности – работа с картоном, тканью, бумагой. Ручной труд чаще всего связан с игрой. Это игра в скорую помощь для книг и игрушек, работа ателье модного платья, ремонта и починки обуви, настольных игр.
103
В целом различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо представляя свои трудовые обязанности. Кроме того, воспитатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, способность распределять обязанности между детьми, если труд носит коллективный характер.
Как видно, направления и содержание трудового воспитания детей многогранны. В отборе его содержания воспитателю помогают комплексные программы воспитания и развития детей дошкольного возраста, которые связаны с возрастным развитием детей. Так, программа «Истоки» обращает внимание педагогов детского сада на безопасность поведения в процессе трудовой деятельности. У детей необходимо вырабатывать осторожное поведение в ситуациях, которые могут быть опасными для ребенка.
Воспитатели систематически и целенаправленно обучают детей как нужно вести себя на участке детского сада, в поликлинике, на улице и т. д.
В процессе участия дошкольников в труде дети могут взять в руки опасные для здоровья вещи. Взрослый учит ребенка пользоваться ножницами, ножом, но обязательно индивидуально и при этом должен быть рядом с ребенком. Главное – это уважать труд ребенка, показывать его значимость для других. Только в этом случае дети научатся уважать труд других людей.
Эстетическое воспитание дошкольников
Отечественные и зарубежные исследователи установили, что дети рано воспринимают красоту игрушки, природы, музыки. Они могут восхищаться красотой цветов или изображения сказочных героев в детской книге. Во всех исследованиях подтверждается идея чувственного восприятия детьми окружающей действительности.
Эстетическое развитие и воспитание дошкольников нельзя себе представить без целенаправленной и систематической работы всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения без создания в учреждении, в группе эстетической педагогической среды.
104
Дети с большим удовольствием участвуют в украшении своей групповой комнаты, устраивают выставки поделок из природного материала, своих рисунков.
Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умений ценить прекрасное в жизни.
В содержании воспитания и развития детей дошкольного возраста эстетическому воспитанию детей различных возрастных групп отводится одно из ведущих мест. В современных программах для дошкольных образовательных учреждений это направление воспитания имеет разные названия – эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; развитие музыкальности. В целом все эти направления работы с детьми направлены на эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса и способностей.
Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой дошкольного учреждения.
В процессе эстетического развития и воспитания детей важную роль играет развитие художественного творчества дошкольников на каждом возрастном этапе. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы. Детское творчество связано с жизнью, и эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности.
105
Всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством выражается в том, что эстетическим воспитанием и художественной деятельностью охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводить занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Также следует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью. Индивидуальный подход в эстетическом воспитании связан с выявлением индивидуальных различий детей и определением оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.
Работа по эстетическому воспитанию осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать ребят о том, что они видели по дороге в детский сад, предложить описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. В группе можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация. Часто воспитатели сами начинают день с рассказа детям, что красивое видели сами, какие цвета листьев на деревьях осенью их удивили.
Такое содержательное общение необходимо детям. Оно стимулирует у ребят желание видеть и замечать красоту в окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать педагогическую эстетическую среду, чтобы детей окружала красота. Дети сами должны участвовать в создании красоты в детском саду – ухаживать за цветами, красиво расставлять игрушки в группе, готовить рисунки в подарок родителям и т. п.
Чтобы решать задачи эстетического развития и воспитания детей, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского творчества. Это позволит ему тонко и тактично поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, так как само по себе творчество может развиваться лишь у отдельных индивидов.
106
Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.
Результат творчества взрослых – новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребенок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересовано в творческом развитии каждого.
Характеризуя творчество детей, известный дидакт И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности:
1. самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
2. видение новой функции предмета (объекта);
3. видение проблемы в стандартной ситуации;
4. комбинирование ранее известных способов деятельности в новый.
Творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями. Для малыша творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предмета, его цветовой гаммы. Проявлением творчества детей дошкольного возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями. Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета – рядом с красным яблоком ребенок изображает зеленое, желтое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с определенной темой. Они дополняют рисунок еще рядом объектов, а иногда пытаются показать, что птица поет, а ребенок плачет и т. п.
Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки продуктов детского творчества.
Творческий характер деятельности требует создания непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, к полке с игрушками, чтобы рассмотреть игрушку, иллюстрацию и т. д.
107
На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях по изобразительной деятельности противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности.
Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровые ситуации, игровые приемы. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.
Неуместны замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает эмоционально-радостное настроение детей, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включением игровых приемов, сказочных эпизодов, стихов, предложением придумать что-то новое, свое, загадочное.
Повышению интереса к занятиям и созданию радостной, творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, – подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к праздникам, атрибутов для игр и т.п.
Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы. Созданию положительного настроя способствует и уважительное, бережное отношение воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада.
Целесообразно как можно чаще устраивать выставки детских работ, как в самом помещении детского сада, так и в учреждениях, где работают родители детей.
108
Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить, что любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона. Руководство этой деятельностью требует творческого подхода к ней самого педагога. Творческое отношение воспитателей к руководству детским творчеством определяется знанием специфики той или иной художественной деятельности, ее образного эстетического характера, что не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации и не терпит сухости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, еще сопровождают занятия с детьми.
Подобные явления в руководстве художественной деятельностью возникают, как правило, либо от незнания специфики творчества, либо от ее игнорирования.
Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве эстетического воспитания, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разностороннего воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребенка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребенка, оставляя его гуманистическую направленность и духовное развитие.
Восприятие природы, изменчивость ее объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степени зрелости и др. способствуют развитию воображения детей, образного эстетического восприятия, формированию образных представлений. Рассказывая о природе, воспитатель может подобрать яркие, поэтические строчки из произведений поэтов и писателей. Особая роль в развитии эстетических чувств, представлений, воображения, эстетического вкуса принадлежит изобразительному искусству, в котором воплощены эти образы. Большого внимания в работе с дошкольниками заслуживает знакомство с произведениями художников-иллюстраторов детских книг. Каждый художник изображает природу по-своему, в свойственной только ему манере, что обогащает эстетическое восприятие детей и их творчество.
109
Решение задач эстетического воспитания средствами природы не происходит само по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога: при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности, и прежде всего в изобразительной (в рисовании, в лепке, аппликации).
В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животным и растительным миром при смене времен года. Предложение воспитателя, педагога изобразить картины природы, животных, растений всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети познакомились, слушая рассказы, сказки Е. Чарушина, В. Бианки, видели их изображения в детских книгах. Так Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистической манере, передавая, например, мягкость пушистого ворса детенышей и плотный более жесткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых художником Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами и орнаментированные детали костюмов). Совсем по-иному изображает зверей Т. Маврина. Ее манера – условная волшебная сказочность. Ее животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, условные мазки и линии, передающие мех, подчеркивают их сказочность.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось необходимо организовывать восприятие детьми животных.
110
Они могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофермы, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что, с одной стороны, увлекает ребенка, а с другой – не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изобразить в рисунке, аппликации. Научиться изображать животных для детей очень важно – это поможет им в дальнейшем создавать свои иллюстрации к сказке, рассказу.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с природой обогащает и знания детей о природе и развитию творчества в самой изобразительной деятельности. И в процессе познания природы, и в процессе ее изображения у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), воображение, эмоционально-положительное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются также внимание (по образному выражению «ворота в мир познания») и память.
Чтобы полноценно и целенаправленно осуществлять эстетическое развитие и воспитание детей педагогу надо иметь представление о конечном результате, т. е. о том, что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. В целом ряде современных программ для дошкольных образовательных учреждений, особенно в программе «Истоки», даются показатели эстетического развития и воспитания по всем возрастным группам.
Все эти показатели можно разделить на определенные группы, связанные с направлениями эстетического воспитания и с развитием общей культуры личности. Сюда относятся показатели в области эстетического восприятия искусства и действительности; в области художественно-творческой деятельности; в области изобразительного искусства и изобразительной деятельности; в области музыки; в области архитектуры и конструирования.
Рассмотрим эти показатели.
111
В области эстетического восприятия искусства и действительности:
• видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание слушать и любоваться ими);
• знать имена и некоторые произведения 2 – 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
• знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, жесты, движения, поза, голос;
• знать и называть произведения народного искусства: 2 – 3 народные песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 – 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские).
В области художественно-творческой деятельности:
• у детей должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям педагога заниматься изобразительной, музыкальной художественно-речевой деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного, архитектуры; уметь слушать музыку и
• пересказывать произведения детской литературы и фольклора;
• у детей следует сформировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;
112
• следует также сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т. п.). К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.
Художественно-творческая деятельность детей различных возрастных групп соответствует потребностям детей и их целенаправленному развитию.
В области изобразительного искусства и изобразительной деятельности:
• знать имена 2 – 3 художников-живописцев и 1 – 2 картины каждого;
• знать имена 2 – 3 художников-иллюстраторов детских книг;
• знать 3 – 5 видов изделий народного декаративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские);
• знать основные формы – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; называть предметы такой формы;
• знать 7 цветов спектра и по 3 – 4 оттенка или разновидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бордовый, зеленый, салатовый, болотный);
• знать изобразительные материалы для рисования, для лепки, для работы с бумагой;
• уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные детали, по-своему выражая образ;
• уметь использовать различные средства выразительности: линии разного характера, формы разной величины и пропорции, цвет с его разновидностями и оттенками, композиционные средства;
• уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений, использовать их выразительные средства при передаче предметного образа, декоративного или природного.
113
В области музыки:
В начальный период обучения музыке:
• проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчетливо произносить слова, между короткими музыкальными фразами брать дыхание. Петь с инструментальным сопровождением и без него, прислушиваться к пению других, согласовывать свои действия с другими;
• проявлять интерес к народным песням на своем родном языке;
• выделять выразительные средства музыки; различать динамические оттенки музыки (громкая –тихая), высоту звука (высокий –низкий), ритм.
На уровне старшего дошкольного возраста:
• эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера;
• проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;
• различать веселую и грустную мелодии;
• интересоваться народной и классической музыкой;
• знать отечественных композиторов-классиков и зарубежных композиторов;
• проявлять желание слушать разную музыку и определять ее характер (спокойная, грустная, веселая, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);
• уметь петь под музыку и без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;
• знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, понимать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;
• уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.
В области архитектуры и конструирования:
• знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества;
• понимать в чем сущность профессии архитектора;
• понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения;
• называть свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота; видеть красоту архитектурных сооружений;
114
• выделять среду, в которую включено здание, называть ее составляющие;
• проявлять интерес к изготовлению разных поделок из бумаги и других материалов;
• проявлять стремление украшать созданные изделия;
• стремиться к творчеству при конструировании изделий.
Задания для самостоятельной работы
1.Раскройте направления воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
2. Дайте характеристику принципов воспитания.
3. В чем заключаются противоречия процесса воспитания ?
4. Раскройте личностно-ориентированную модель воспитания.
5. Социальное воспитание детей в детском саду и его основное содержание.
6. Особенности умственного воспитания и развития дошкольника.
7. Задачи эстетического воспитания.
8. Раскройте роль искусства в эстетическом развитии и воспитании ребенка.
9. Роль природы в эстетическом воспитании дошкольника.
10. Объясните, что такое творчество.
11. Приведите примеры эффективности работы воспитателя по эстетическому воспитанию детей.
115
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература