Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
Индивидуальное развитие ребенка достигается... уходом, воспитанием в тесном смысле слова и обучением. Обучение совершается в школе, откуда ребенок поступает непосредственно в жизнь; детский же сад есть только подготовительное заведение для школы; спрашивается, какое значение имеет воспитание детского сада для индивидуального развития ребенка и преимущественно для поступления его в школу? Чтобы ответить на этот вопрос, должно предварительно сказать несколько слов о сущности обучения в школе.
Обучение всегда следует известному систематическому плану, составленному учителем, скачков не дозволяется; оно идет от простого к сложному, от легкого к трудному по синтетическому и аналитическому методу. Форма обучения в школе повествовательная или вопросительная. Учитель излагает всем детям какой-нибудь предмет, не заботясь о том, понимает ли его каждый ребенок в отдельности, и требует впоследствии, чтобы все дети отвечали одинаково хорошо на его вопросы.
197
Стало быть, от ученика в школе требуется: полная внимательность к изложению учителя, способность верно понимать, усваивать себе и сохранять в памяти слышанное и способность выражать словами свои мысли.
Спрашивается, в каком возрасте и каким образом ребенок делается способным удовлетворять этим требованиям?
Органы ребенка от 2 до 7 лет не имеют еще надлежащей крепости; они продолжают еще развиваться. Поэтому в этом возрасте необходима равномерная и пропорциональная деятельность для всех органов тела. Если ум в это время занят одностороннею систематическою деятельностью (как это бывает у детей, которых рано отдают в школы), он развивается на счет остальных органов тела. Последние заболевают и мешают впоследствии развитию мозга и его отправлений, желудок и кишки начинают дурно переваривать пищу, вследствие того что органы мало требуют ее по причине их бездеятельности, являются поносы, кишечные болезни со всеми их последствиями. Мозг, не получая затем достаточно нормальной пищи, заболевает и лишает ребенка возможности развиваться нормально. Такие случаи встречаются часто у тех детей, которые очень рано «удаются в умственном отношении». Такой ребенок делается слишком восприимчивым к вредному влиянию окружающей среды и обыкновенно рано умирает. Матери радуются, что их ребенок так рано уже все знает, они покупают ему книжки, заставляют его учить басни и другие слова, которые он понимать не может, наизусть и восхищаются гениальностью своего ребенка. Несчастные эти матери не ведают, что в этих гениальных способностях кроется приближающаяся болезнь и скоро затем наступающее ослабление всего тела и преимущественно мозга ребенка.
Ребенок любит жизнь подвижную; весело проводит он время со своими игрушками; беспечно переходит он с одного предмета на другой; всюду находит наслаждение. Будущность представляется ему в самом ярком виде; он верит всему, он делает все из всего: «из палки он делает себе ружье и лошадь, предметы, имеющие весьма отдаленное сходство между собой, из палочки он делает себе саблю; каждая тряпочка превращается у него в куклу и каждый уголок – в домик».
198
Все вокруг него играет и все сотворено для игры. Игра – его жизнь; в игре он обнаруживает всю свою подражательную деятельность. Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка, вы нарушаете гармонию развития его органов, лишаете его откровенности и вселяете в нем заботы. В этом возрасте обучение систематическое ему вредно. Вот этот-то возраст ребенок должен, по нашему мнению, непременно провести в детском саду.
Здесь нет одностороннего систематического обучения: всестороннее, гармоничное развитие всех органов тела – вот воспитание детского сада. Воспитатели детского сада входят с любовью и преданностью в круг детей, играют с ними и применяются по мере возможности к индивидуальности каждого отдельного ребенка. Детский сад не удерживает ребенка долго на одном и том же предмете, как это бывает в школах, не знакомит его также с ним чересчур поверхностно, но, возбуждая ребенка, он сосредоточивает его внимание на предмете настолько, сколько это позволяет его индивидуальность и сколько ему нужно для ознакомления с его (предмета) главными особенностями, доступными ему. Не напрягая постоянно и сильно мозговой деятельности ребенка, детский сад расширяет его кругозор и содействует совместному развитию органов тела. Детский сад влияет на чувства ребенка (возбуждая их приличными стимулами) и доставляет работу, деятельность его органам движения. Ребенок в детском саду живет мирно; лицо его веселое и открытое; он приходит туда с радостью и проводит время с пользою.
Мало-помалу, развиваясь медленно, ребенок начинает обращаться от свободной игры к правильной деятельности и приготовляется медленно к систематическому обучению.
Многие дети способны уже в начале седьмого года к более или менее правильному обучению; тело их уже достаточно окрепло, они могут сидеть на одном месте более или менее долго, мозг их может уже работать некоторое время правильно, не уставая, и они понимают уже то, что учитель рассказывает. Однако же боль-
199
шая часть детей (и их гораздо больше) не в состоянии еще заниматься систематически с седьмого года. Мало развитой мозг, слабое тело и многие другие причины, семейные, социальные, удерживают детей; еще позже этого периода на низкой степени развития. Поэтому и детям этого возраста вредно поступать прямо в школу; подобные дети должны еще оставаться в детском саду до тех пор, пока они разовьются настолько, что будут в состоянии без вреда для своей индивидуальной жизни поступать в школу; Но они не должны оставаться все время вместе с маленькими детьми; они должны провести часть времени в элементарном классе детского сада.
Элементарный класс есть переход от детского сада к школе и вмещает в себя детей 6 и 7 лет, он должен окончательно подготовить ребенка к школе. Здесь ребенок знакомится с азбукой, письмом и счетом, необходимым для школы; но обучение не начинается сразу, а мало-помалу; в ребенке не подавляется его желание учиться; он продолжает еще играть несколько времени с маленькими детьми, и вместе с тем он понемногу «входит в ученье». В элементарном классе ребенок привыкает сидеть на одном месте, не чувствуя усталости. Материалы, предложенные здесь ребенку для игры, должны окончательно развить его органы чувств. Нормальное отправление органов чувств есть необходимое условие для поступления в школу: все в школе воспринимается ими; они путь принятия впечатлений; нормальное отправление органов чувств обусловливает ясность и верность понимания; если они недостаточно или не нормально развиты, то они же обусловливают неверное впечатление и ложное представление о предметах. Здесь также ребенок научается отличать сходные и несходные признаки предметов, долго заниматься одним предметом и выражать яснее словами свои впечатления и представления.
Когда ребенок находится уже на этой степени развития, тогда он не хочет больше играть в детском саду, ему хочется в школу, он долго рисует, пишет и меньше играет.
Если мы теперь сделаем вывод из всего сказанного, то увидим, что детские сады вовсе не суть учреждения для привилегированного сословия, а напротив, что желательно было бы, чтобы всякий ребенок, поступающий в школу, провел предварительно время в детском саду.
200
Ибо прямое поступление ребенка в школу не гарантирует нормальное индивидуальное развитие его. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду – на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство достижения известной цели. Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад. В школе ребенок должен уметь различать слова учителя, сосредоточивать свое внимание на преподаваемый предмет и словами выражать свои мысли.
Всем учителям известно, до какой степени задерживается ход обучения в школах от недостаточного развития в учениках вышеупомянутых качеств.
Учитель диктует и находит после в тетрадях учеников разные нелепости, происходящие иногда единственно от того, что они неверно уловили различные его слова. Иной ученик, несмотря на искреннее свое желание, не может следить за рассказом учителя или за чтением своего товарища, потому что не привык сосредоточивать свое внимание на один какой-нибудь предмет. Иные дети, при всем своем понимании, никак не могут передавать другим самые простые понятия или выражать собственными словами слышанный рассказ и т. п. Занятия детского сада дают детям надлежащую подготовку в этом отношении и делают их способными быть хорошими (не в обыкновенном смысле слова) учениками в школе. Следовательно, детский сад играет, с одной стороны, важную роль в деле индивидуального развития ребенка, и, с другой стороны, он есть важный атрибут для школы, а не удачная выдумка филантропии.
Журнал «Детский сад». 1866. №4. С. 121 – 126.
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ
Мы неоднократно высказывали мысль, что всякое явление, случайное или неслучайное, всякая личность, или всякий предмет вообще, встречающийся подрастающему поколению, придает последнему те или иные качества, хорошие или дурные. Мы сказали, что и прислуга в этом смысле воспитывает, или лучше сказать, влияет на воспитание.
201
Выставляя вопрос, «Кто может быть воспитателем?», мы хотим сказать, какой человек имеет по преимуществу хорошее влияние на подрастающее поколение и какими качествами он должен обладать для этого.
Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни матери ребенка – мать: от матери исходит жизнь ребенка; от матери он получает первые ласки и улыбки, от матери он слышит первые звуки, слова и речи. Мать, будучи постоянно с ребенком, с самого рождения, знает лучше всех все его нужды, понимает его лучше и скорее других. Любовь детей к родителям, завязывающаяся таким образом, есть причина нравственного влияния матери на ребенка. Отец тоже воспитывает своих детей, но его влияние начинается позже материнского, с появлением сознания у ребенка; и чем старше делается ребенок, тем осязательнее становится для него воспитательное влияние отца.
В подрастании молодого поколения наступает такой период развития, когда, помимо нравственного влияния, взрослые должны знакомить его с теми усовершенствованиями ума, которые обусловились прогрессивным развитием человеческой мысли вообще.
Тут оказывается необходимым, чтобы воспитание перешло из рук родителей к посторонним лицам, специально занимающимся передачей познаний умственных. Собственно говоря, если бы можно было выдумать такую машину (разумеется это невозможно), которая могла бы передавать одни познания, было бы лучше всего; тогда все нравственное влияние выпадало бы на долю родителей. Но дело в том, что человек, передающий умственные познания, всегда имеет влияние своей личностью на детей: он делается невольно и воспитателем нравственности. Тут-то сказывается, что и люди самой плохой нравственности, но имеющие известные познания, воспитывают молодое поколение. От учителей невозможно требовать известных нравственных качеств, и даже нет мерила для определения нравственного состояния того или иного учителя. А между тем каждая черта учителя, манеры, разговор, способ выражения и т. д. отражаются Lilt на ученике...
202
Итак, под словом «учитель»1 мы понимаем вместе с тем и воспитателя. Было время, когда люди передавали в своих школах собственные воззрения на мир и жизнь: каждая школа считалась представительницею известных идей; люди передавали то, до чего и сами дошли путем опыта и миросозерцания. Когда же люди стали группировать познания в отдельные науки, тогда мало-помалу стали вырабатываться отдельные системы для передачи той или другой ветви знания. Учителя начали преподавать по системам, не отдавая себе отчета в том, как влияет эта система на ребенка.
Системы держатся еще и до сих пор. Со времени появления «фребелевской системы» люди стали очень легко смотреть на воспитателя. Вести механические занятия «по методе Фребеля» все одно, что быть воспитателем; девицы, изучающие одну только «методу Фребеля» и придерживающиеся ее буквально, – называются воспитательницами, между тем как занятия д. с. суть не что иное, как доля того 1/1000, что надо знать воспитательнице. <...>
Посредством механического занятия с детьми по данным образцам и рисункам всякий ребенок механизируется. <...> Механизированного системой Фребеля ребенка весьма легко узнать: он механически выкладывает разные фигуры, не понимая смысла этих фигур; попросите такого ребенка нарисовать вам что-нибудь, он тотчас нарисует очень хорошо ему знакомую из системы фигуру, и каждый раз он рисует одни и те же фигуры, у него не развиты мысль и фантазия. Ему никогда не придет в голову нарисовать вещь, которую он 500 раз видит в своей окружающей среде, а непременно нарисует то, что входит в состав системы... Игры такого ребенка бессмысленны для него, он их не понимает, а играет, потому что ему показывали, как играть; он бегает, радуется тоже механически, потому что ему показали, как радуются. В жизни такие дети не будут способны к самостоятельному труду. <..;>
Детские сады, по своему влиянию на детей, бывают механические и не механические... Отдельные семейства, вводящие у себя занятия «по системе Фребеля», тоже начинают грешить в этом отношении. <...>
1 Слово «учитель» берется здесь в общей форме, т. е. подразумевается не единица, а учитель вообще.
203
Мы стоим за занятия детских садов, но мы хотим, чтобы занятиями всегда руководило лицо, стоящее против системы вообще и против механизации детей и всего рода человеческого2.
Кто же это лицо?..
Воспитание в тесном смысле слова есть не что иное, как передача умственного, нравственного и физического опыта настоящего и прошлого поколений – молодому подрастающему поколению; это есть – предохранение молодого поколения от тех ошибок, в которые неизбежно впадали прежние поколения; это есть усовершенствование отношений человека к самому себе (тело), людей между собой (нравственность) и людей к природе (ум). К этому должны люди стремиться, и в этом состоит, по-нашему, вся задача воспитания. Всякое отклонение от этой цели удлиняет и усложняет только тот путь, по которому человечество идет все-таки к этой же цели; рано или поздно люди образумятся, поймут они тогда, что источник ума – природа; источник нравственности – все человечество и – в отношении к каждому индивидууму – ближайшее общество; источник физического усовершенствования человека – это организм самого человека или отношение органов друг к другу. Воспитатель, приступающий к воспитанию, должен выработать в себе предварительно приближающийся к этой цели взгляд на природу, человечество (общество) и индивидуум. Взгляд этот в настоящее время всегда будет противостоять его собственному воспитанию. Ибо в настоящее время нет людей, о воспитании которых можно было бы Сказать, что оно было человечно-разумное. Но так как каждый человек может только воспитывать таких людей, как он сам есть, то понятно, что прежде чем вы беретесь за воспитание, вы должны прежде всего перевоспитать самих себя, усвоить себе этот взгляд на жизнь, который вы выработали умом. Перевоспитание самого воспитателя – это первое, главное и необходимейшее условие для хорошего воспитателя, ибо все главное влияние воспитателя заключается в примере, который он дает воспитаннику. Мельчайшие черты характера схватываются воспитанниками, и от них не ускользает то, что незаметно для самого воспитателя.
2 Тут говорится о детях до 10 лет, на которых система действует губительно, для детей старше 10 лет система возможна.
204
Итак, прежде всего перевоспитание самого себя, самовоспитание!
Вы должны буквально преследовать себя за каждое свое непроизвольное действие, обусловленное вашим прежним дурным воспитанием; вам необходимо постоянно помнить, что малейший ваш дурной поступок возбуждает в воспитанниках точно такой же дурной поступок, точно так, как вы сделались дурным человеком от того только, что были окружены дурными людьми. Если вы допустите в себе слабость, то не забудьте, что эта же слабость отразится на ваших детях... Не думайте только, что перевоспитание вещь очень трудная – нет! Оно трудно только для тех, кто уже окончательно погряз в грязь жизни, кому нравится эта неопределенность и порок. Представьте себе Песталоцци, этого гениального педагога, отказавшего себе в хорошей жизни ради своих воспитательных идеалов; труженик этот страдал и примером своей собственной жизни влиял на самых испорченных детей. Образ Песталоцци должен жить в каждом человеке, берущемся за воспитание... Вспомните, что и Руссо отказался от воспитания только потому, что он не был перевоспитан. <...>
Читайте этих двух авторов, изучайте их, проникайтесь их мыслями и не забывайте, что это люди были живые и, стало быть, возможные. <...>
Но кроме идеала человека и общества, кроме нравственного перерождения, от воспитателя требуется еще любовь к детям. Без любви к детям воспитатель не мыслим... тут требуется любовь, основанная на жизни -детей, любовь к детям, какую встречаем у Песталоцци; любовь, которая делает жизнь человека немыслимою без детей и которая не позволяет ему никаких других занятий (для добывания средств к жизни, ибо остаются еще гражданские и другие обязанности, которые никто и ничто не может отнять у человека), кроме воспитания. Знание жизни детей тоже должно быть основано на этой любви.
...Но одной любви к детям недостаточно, чтобы быть хорошим воспитателем, ибо любовь без знания того, к чему следует стремиться, ведет скорее всего к ложной любви, к избалованности детей, к их порче; мы часто встречаем у самых любящих родителей детей, испорченных нравственно и умственно, ибо любовь выталкивается у них в страстной форме.
205
Сознание цели жизни – это регулятор любви: оно устанавливает нормальную любовь, нормальные отношения воспитателя к детям и, следовательно, детей между собою. Любовь к детям в свою очередь удерживает воспитателя от быстрых скачков; без знания жизни воспитатель мог бы передавать познания; и вообще нравственность, не соображаясь с силами детей, торопясь, и в результате было бы то, что цели своей он бы не достиг; но вот любовь к детям указывает ему на способ, манеры передачи сил детям; это – любовь к детям, которая изобретает все более легкие способы обучения...
Такой воспитатель, у которого идеал жизни – самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспитателем. Такой воспитатель живет в детях, и дети живут в нем. Его личность, его слова приковывают к нему детей; он вдыхает, так сказать, свой дух в детей; он чувствует, какое влияние на ребенка имеет такой-то поступок, такие-то слова; он видит прогрессивное пристрастие сил у ребенка, он дает направление этим силам.
Из этих трех главных требований от воспитателя вытекают дальнейшие, второстепенные требования: он должен знать педагогику, быть психологом (т. е. он должен уметь читать внутренние побуждения ребенка й человека вообще), он должен быть твердым, сдержанным, спокойным, должен понятно выражаться и т. д.
Все качества трудно перечислить, ибо они должны быть следствием жизненного и человеческого идеала воспитателя; по мере вариации этого идеала варьируются и специальные качества воспитателя. Воспитатель даже может не иметь некоторых умственных качеств, которые он, однако, хочет видеть в своих воспитанниках. Так, например, Песталоцци сам не умел, рисовать и писать, а между тем обучал детей письму и чтению и даже изыскивал для этого наилучшие способы; и едва ли человек, умеющий рисовать, писать и читать, но не имеющий тех воззрений, как Песталоцци, мог бы открыть лучший способ обучения письму, чтению и рисованию.
Относительно же нравственных качеств этого нельзя сказать; нельзя передавать ребенку той нравственности, которую воспитатель себе не усвоил.
206
И вот почему воспитатель должен быть прежде всего вполне нравственным человеком. Чем больше будет нравственных воспитателей, тем совершеннее, можно сказать, быт общественный, и тем ближе общество к истинной цивилизации.
Журнал «Детский сад». 1867. № 11- 12. С. 389–398.
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература