logo
Болотина,Баран,Комарова Дошкольная педагогика

Основные педагогические понятия

Воспитание – целенаправленный процесс форми­рования у детей высоких гражданских, морально-политических, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагоги­ческими требованиями.

11

Образование – процесс овладения системой на­учных и культурных ценностей накопленных челове­чеством. Образование является социальным явлением, так как выступает неотъемлемой стороной жизни лю­бого общества.

Обучение – познавательная деятельность, направ­ленная на усвоение ребенком определенной части общественно-исторического опыта человечества осу­ществляемая под руководством специально подготовленного человека.

Кроме основных понятий, педагогика как наука оперирует другими терминами и понятиями, отража­ющими ее сущность. Среди них можно назвать сле­дующие: содержание, принципы, методы, организа­ция процессов обучения и воспитания, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, физическое развитие и формирование личности ре­бенка.

В настоящее время в связи с увеличением потока информации, сложностью воспитательной и учебной деятельности большое значение приобретают процес­сы самовоспитания и самообразования.

Особенную актуальность для педагогики имеет такое понятие как социализация. Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усво­ения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относитель­но направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

С общим понятием социализации личности тесно связано понимание социальной ситуации развития каждого ребенка.

Понятие социальной ситуации развития ребенка впервые ввел Л.С. Выготский, который полагал, что на каждом возрастном этапе развития детей складывает­ся своеобразное и исключительное для данного возра­ста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающим миром, прежде всего соци­альным.

12