Современная система образования
Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных обществом.
38
К основным звеньям системы образования относятся: сеть государственных образовательных учреждений; частные образовательные учреждения; учреждения дополнительного образования. В этой общей системе выделяются дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование.
Учредителями образовательных учреждений могут быть:
• органы государственной власти и местного самоуправления;
• отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, общественные и частные фонды, ассоциации;
• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольным образовательным учреждениям.
Основные цели дошкольного образовательного учреждения – осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей различных возрастных групп.
Дошкольные образовательные учреждения функционируют в следующих видах:
• детский сад;
• детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санаторно-гигиенических, медико-профилактических оздоровительных мероприятий и процедур;
39
• детский сад комбинированного вида;
• центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Среди общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста выделяются такие виды, как: начальная школа – детский сад; начальная школа – детский сад компенсирующего вида; прогимназия.
Чаще всего на практике встречаются учреждения – начальная школа –детский сад.
Главная задача детских садов разного вида – социализация маленького человека, подготовка к школе в процессе дошкольного образования на основе различных вариантов программ.
В системе образования обязательным является основное общее образование. Система общеобразовательной школы состоит из трех ступеней:
I – начальная школа (обучение 3 или 4 года);
II – основная школа (обучение 5 лет);
III – средняя школа (обучение 2–3 года).
К настоящему времени достигнуты определенные позитивные результаты в развитии образовательных учреждений: широкая автономность; вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых учебных предметов, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями; значительное обновление учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам; учет социального заказа на образование; использование образовательными учреждениями новых источников финансирования.
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература