logo
Болотина,Баран,Комарова Дошкольная педагогика

Современная система образования

Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных обществом.

38

К основным звеньям системы образования относятся: сеть государственных образовательных учреждений; частные образовательные учреждения; учреждения дополнительного образования. В этой общей системе выделяются дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование, среднее профес­сиональное образование, высшее профессиональное образование.

Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти и местного само­управления;

• отечественные, иностранные и зарубежные предпри­ятия, общественные и частные фонды, ассоциации;

• общественные и религиозные организации, зареги­стрированные на территории Российской Федерации.

Допускается совместное учредительство образова­тельных учреждений.

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольным образова­тельным учреждениям.

Основные цели дошкольного образовательного учреждения – осуществление образовательного про­цесса путем обеспечения преемственности между до­школьным и начальным общим образованием, опти­мальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей различных возрастных групп.

Дошкольные образовательные учреждения функ­ционируют в следующих видах:

• детский сад;

• детский сад общеразвивающего вида с приоритет­ным осуществлением одного или нескольких на­правлений развития воспитанников;

• детский сад компенсирующего вида с приоритет­ным осуществлением квалифицированной коррек­ции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приори­тетным осуществлением санаторно-гигиенических, медико-профилактических оздоровительных мероприятий и процедур;

39

• детский сад комбинированного вида;

• центр развития ребенка – детский сад с осуще­ствлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Среди общеобразовательных учреждений для де­тей дошкольного и младшего школьного возраста вы­деляются такие виды, как: начальная школа – детский сад; начальная школа – детский сад компенсирующего вида; прогимназия.

Чаще всего на практике встречаются учрежде­ния – начальная школа –детский сад.

Главная задача детских садов разного вида – со­циализация маленького человека, подготовка к школе в процессе дошкольного образования на основе раз­личных вариантов программ.

В системе образования обязательным является основное общее образование. Система общеобразова­тельной школы состоит из трех ступеней:

I – начальная школа (обучение 3 или 4 года);

II – основная школа (обучение 5 лет);

III – средняя школа (обучение 2–3 года).

К настоящему времени достигнуты определенные позитивные результаты в развитии образовательных учреждений: широкая автономность; вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых учебных предметов, востребованных изменивши­мися социально-экономическими условиями; значитель­ное обновление учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам; учет социального заказа на обра­зование; использование образовательными учреждения­ми новых источников финансирования.