Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Востока, Китая, Египта, Греции, на Руси.
Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания истины с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический метод» или «эвристическая беседа». В этих беседах Сократ стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости.
Современник Сократа Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) высказывал идеи о природосообразности воспитания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, любознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», – учил Демокрит.
Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и воспитания граждан. Платон предлагал следующую организацию образования:
• с 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин;
• с 6 до 12 лет дети учатся чтению, письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в государственных школах;
29
• с 12 до 16 лет юноши обучаются в палестре – школе, где основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию;
• с 16 лет в центре внимания становятся такие предметы, как арифметика, астрономия, геометрия, что способствует военной подготовке;
• с 18 до 20 лет юноши получают специальную военно-физическую подготовку.
Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
Ученик Платона философ Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть единый процесс, имеющий три стороны: физическое воспитание, нравственное и умственное.
Аристотель предпринял первую попытку в истории педагогической мысли дать возрастную периодизацию воспитания и образования. Он выделил три периода возрастного развития:
• от рождения до 7 лет;
• от 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет);
• от 14 лет до 21 года.
Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы».
Так же, как Аристотель, римский оратор и педагог Квинтилиан (42–18) большое внимание уделял дошкольному воспитанию. Важным средством воспитания он считал игру. В шесть лет ребенка необходимо начинать учить, но обучение должно быть интересным для него, чтобы не отвращать его от этого важного занятия.
Большую известность получила педагогическая деятельность педагога-гуманиста эпохи Возрождения итальянского профессора Падуанского университета Витторино да-Фельтре. Он организовал свою школу, названную «Дом радости». Школа находилась в непосредственной близости от природы. В этой школе большое внимание уделялось всестороннему развитию детей.
30
В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Он обосновал теорию образования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен развиваться по законам природы..Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соответствовать своя школа.
Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я.А. Коменского «Великая дидактика». Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его работа «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.
Коменский определил, что должен познать ребенок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет. В книге описываются и методы воспитания детей. Последняя глава называется «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». Содержание этой главы не потеряло своей актуальности и сегодня. Коменский горячо любил детей и постоянно подчеркивал необходимость уважительного отношения к ребенку.
Особое место в истории педагогической мысли занимают труды известного философа и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712–1778). Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Он требовал считаться с интересами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.
Руссо выделил три источника воспитания: природу, людей и окружающие вещи.
Педагог-практик, теоретик и публицист И.Г. Песталоцци (1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий.
31
Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».
Природосообразность он понимал как «совокупность определенных задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на Земле...». Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он считал, что любовь матери к младенцу – основа его спокойствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.
Видное место среди педагогических идей прошлого занимают идеи Роберта Оуэна (1771–1858). В 1816 г. он создает воспитательно-образовательное учреждение, в котором воспитывались дети от года и до 10 лет. Причем дети от года и до пяти лет воспитывались в детской школе, где было два отделения. Фактически это было учреждение для детей дошкольного возраста. Воспитание в детской школе заключалось в расширении представлений ребенка об окружающей среде, в развитии чувства товарищества. Много времени отводилось детским играм, гимнастике, танцам, пению.
В дошкольном отделении школы Р. Оуэна осуществлялось физическое воспитание, которое сопровождалось прогулками на воздухе, экскурсиями, гимнастикой. Свои мысли об организации воспитания он изложил в книге «Опыты об образовании характера». Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая деятельность К.Д. Ушинского (1824–1870).
К.Д. Ушинскому принадлежит заслуга в постановке и разработке многих важнейших вопросов педагогической теории и практики. К.Д. Ушинский обосновывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, историю, традиции, фольклор.
Рассматривая язык важнейшим компонентом народности, Ушинский разрабатывал учение о родном языке. Родной язык он считал «величайшим народным наставником». Он настаивал на обучении детей родному языку и создал для этого книгу «Родное слово», которая переиздавалась уже 150 раз.
32
Важное место в педагогической системе Ушинского занимает дидактика. Свое дидактическое учение он строил на психологической основе, стремясь преодолеть разрыв между обучением и воспитанием детей. При этом он подчеркивал, что обучение есть лишь средство воспитания, поэтому оно должно носить воспитывающий характер. Он впервые в педагогике обосновывает принцип – воспитывающего обучения.
К.Д. Ушинский является родоначальником обоснования психологических основ обучения и воспитания, анализ которых изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания».
Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка. В частности замечательный педагог писал: «В действительной жизни дитя – не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями».
Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающейся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в воспитании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспитания и обучения.
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература