Глава 5. Система образования в российской федерации
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании РФ. Более широко – это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В России сфера образования признается приоритетной. Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:
• гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;
• единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;
• общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников, учащихся;
• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
36
Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.
Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования:
– возможность получения образования на территории России независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Возможные ограничения на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом;
– получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах Государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Если, например, гражданин на конкурсной основе поступил в университет и закончил его, то второе высшее образование он может получить платное;
– для граждан с отклонениями в развитии создаются условия и специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушения развития, социальной адаптации;
– гражданам, проявляющим выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.
В Российской Федерации устанавливаются Государственные образовательные стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки в учебных заведениях.
Государственные образовательные стандарты являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников всех типов образовательных учреждений. Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать базовый объем содержания учебных программ и формулировать требования к качеству обучения школьников. Родителям учащихся предоставляется право требовать от образовательного учреждения и государства выполнения взятых на себя обязательств.
37
В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Содержание образования сверх указанной минимальной нормы имеют право определять образовательные учреждения. В связи с этим в Государственном образовательном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировую культуру. Национально-региональный компонент определяет нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Школьный компонент устанавливает содержание образования в связи со спецификой отдельного образовательного учреждения.
Содержание общего среднего образования регламентируется определенными нормативными документами – учебные планы образовательных учреждений разного типа и вида; учебные программы по всем учебным предметам.
Существуют базисные учебные планы, они составляются на основе Государственного образовательного стандарта и служат основой для разработки типовых и рабочих учебных планов.
Учебные программы – нормативный документ, который раскрывает содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература