Глава IX. Могущественное значение привычек
Самое могущественное, самое неотразимое влияние воспитания оказывается в развитии и направлении наших привычек, влияющих на весь склад характера человека, на его деятельность, здоровье, нравственность, на состояние умственных способностей, наконец, даже на душевное настроение. Уменье ходить, мыть руки, говорить, читать, рассуждать, наблюдать – все это мы приобретаем путем привычки. Ко всему мы привыкаем с большим трудом, все вначале стоит нам громадных усилий воли и затем уже делается настолько обычным, что совершается нами бессознательно. Возьмем для примера уменье ходить: вначале ребенок сильно боится упасть, всякое движение совершает с громадной затратою сил, но мало-помалу акт этот делается менее обдуманным, почти непроизвольным. Таким образом, каждый акт, произведенный ребенком однажды, а затем более много раз, стремится стать привычным.
При воспитании нужно постоянно иметь в виду, что все органы без исключения, а также и головной мозг, можно укрепить и развить упражнением. Оставаясь в бездействии, они лишаются способности реагировать, теряют жизненность и атрофируются. В подражательный период своей жизни ребенок не только старается все перенять у старших, но повторяет и передает их действия в точности.
207
И это понятно: он еще неопытен, несообразителен, ум его не отличается достаточною гибкостью для того, чтобы, перенимая то или иное от старших, вносить в этот акт хотя бы небольшую дозу самостоятельности. На эту неустановившуюся, неустойчивую натуру особенно сильное влияние оказывают привычки, которые постоянно подчиняют себе ребенка и мало-помалу уравновешивают его противоречивые желания. Только постепенно прививаемые навыки заставляют ребенка все меньше балансировать между выбором того или другого действия, все более устанавливают и укрепляют его волю. Разнообразные привычки, приобретенные в детстве, сделавшись с годами второю натурою, двигают нами, как автоматами. Человек в каждый период своей жизни, но преимущественно в детстве и юношеском возрасте, приобретает те или другие привычки, имеющие хорошее или дурное влияние на весь склад его характера.
Трудно перечислить все, в чем сказывается привычка и насколько велико ее значение для жизни человека. Посредством привычек можно развить множество хороших качеств, как в нравственной, так и в интеллектуальной области, как в практической жизни, так и в области нравов. Немало высоконравственных качеств, замечательных человеческих достоинств начинается с привычки; направленные так или иначе, они могут усилить или смягчить нервность и чувствительность, укрепить или ослабить волю. Такую же роль, то есть ослабляющую или укрепляющую, играют привычки и относительно предрасположения человека к известным наследственным склонностям.
Многие привычки усваиваются почти незаметно. Мать находит необходимым приучить шестилетнего сына закрывать дверь комнаты, в которую он входит. Она заставляет его некоторое время делать это при себе. Через несколько недель мальчик так привыкает, входя в комнату, закрывать дверь, что, когда мать спрашивает его, исполнил ли он ее требование, он должен каждый раз проверить себя, так как он замыкает дверь уже чисто механически. Так же приучает себя каждый в определенное время умываться, чесаться, убирать свою комнату, одним словом, усваивает множество привычек, необходимых в обыденной жизни; точно так же можно приобрести множество привычек, вредных для нравственности, здоровья и спокойствия окружающих.
208
Ребенок, приученный в 4 – 5 лет не иначе ложиться спать, как предварительно аккуратно сложив свою одежду на известное место, будет через несколько месяцев после приобретенного им навыка самостоятельно убирать перед сном свое платье; эта привычка с годами в такой степени укоренится в нем, что не исполнить ее велений будет для него весьма тяжело. Я знала детей, приученных в продолжение года каждый раз перед сном мыть руки, шею и чистить зубы. Когда в дороге обстоятельства не позволяли им этого делать, они долго не могли заснуть. <...>
Привычка перерождает вкусы, способна даже заставить находить удовольствие в том, к чему прежде человек чувствовал лишь физическое отвращение. Восьмилетней девочке прописывают пить рыбий жир; они принимает его не только с отвращением, но у нее после каждого приема каждый раз является рвота, если только рыбий жир давали ей не в мятной воде. Наконец девочка привыкает к приему лекарства в чистом виде, а через год тяжело страдает, когда ее лишают его.
Развитие хороших привычек и надлежащее направление их – одна из самых существенных задач воспитания. Так как привычки, приобретенные в детстве и молодости, играют в жизни человека, складе его характера и в его развитии первостепенную роль, то и воспитание, имеющее силу и возможность направлять., ослаблять или усиливать их, имеет громадное значение.
Из сказанного ясно, что привычки бывают в области физической, моральной и интеллектуальной. Совершается ли вначале известное действие сознательно или бессознательно, по инстинктивному влечению или под влиянием постороннего лица, но раз одно и то же действие часто повторяется, в конце концов оно совершается без участия сознания и воли, становится привычкой. Добрые и дурные навыки существуют в сфере чувств и в сфере нравов. <...>
Чем чаще повторяются известные действия, чувства и представления, тем глубже проникают они в плоть и кровь человека, овладевают его нервами, умом, всем его существом. Некоторые привычки до того внедряются в характер человека, что берут перевес над сознанием и волею. <...>
209
Многие привычки, как хорошие, так и дурные, приобретенные с детства или в молодости, становятся потребностью организма. Недаром же существует поговорка «привычка – вторая натура». Чем более человек живет под влиянием той или другой привычки, тем более подчиняется ей, тем сильнее порабощает она его, и наоборот, чем меньше мы сжились с привычкою и чем моложе наш организм, тем легче она искореняется. <... >
Путем привычки в раннем детстве можно добиться аккуратности, чистоплотности, трудолюбия, можно приучить ребенка сдерживать аффекты, развить в нем в большей или меньшей степени если не веселое, то, во всяком случае, бодрое расположение духа, привить склонность к умеренности в пище. Приспособляемость организма к переменам температуры (до известной степени, конечно), выносливости при ударах судьбы, лишениях и невзгодах, стремление к честным принципам, интерес к общественной жизни, терпение, правдивость, отчасти даже сострадание к ближнему и альтруистские склонности вообще – все это в большей или меньшей степени находится в тесной зависимости от разумного направления привычек в раннем детстве и отрочестве. Расположение к умственному труду, внимание, память, уменье вдумываться и углубляться, деятельность мысли, любознательность и наблюдательность – все это зависит от того, насколько правильно было поставлено воспитание, насколько целесообразно было умственное развитие, хороши или дурны были навыки, приобретенные в детстве и отрочестве. Цель разумного воспитания – давать толчок, укреплять и развивать склонность к честным и полезным привычкам, облагораживающим душу и возвышающим ум, и ослаблять привычки противоположного характера. Под влиянием разумного воспитания дурные привычки мало-помалу слабеют, а иногда и совсем исчезают. Могущество и значение воспитания более всего сказываются в правильном развитии и направлении привычек в детстве, а потому мы остановимся на тех явлениях жизни ребенка, на которые привычки имеют особенно сильное влияние.
Вся жизнь ребенка в первые годы состоит в простом собирании и восприятии действующих на него впечатлений внешнего мира.
210
И позже, в более старшем возрасте, все знакомство с внешним миром, все наши представления обусловливаются восприятиями посредством органов внешних чувств, как зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, которые служат надежнейшими помощниками при физическом, умственном и нравственном воспитании. Без чувственных восприятий, а это бывает, когда органы внешних чувств дитяти плохо развиты, человек не только не будет в состоянии делать впоследствии самостоятельных выводов, но не может иметь надлежащего суждения о предмете. Таким образом, в духовной жизни ребенка самое существенное значение, первую роль играют органы внешних чувств. <...>
Если ребенок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть наблюдательным, природа с ее разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний, чистых восторгов, живых и здоровых интересов, одним словом, в его духовном развитии будет множество недостатков. Чем совершеннее развиты органы чувств ребенка, тем более представлений воспринимает его ум, а это только и дает возможность впоследствии приобрести наибольшее количество понятий, быть способным приходить к самостоятельным заключениям и выводам. Органы внешних чувств дитяти могут и должны совершенствоваться, что достигается путем упражнений.
Когда дети появляются на свет божий, органы их чувств развиты в высшей степени слабо. Законы роста и развития человеческого организма требуют упражнений внешних чувств. Оставляя их в бездействии в продолжение известного периода, легко замедлить их развитие, довести их до потери способности к известным отправлениям, к атрофии, даже к полному уничтожению того или другого органа. Лучшим доказательством этого служит то, что глаза у животных, живущих в темноте, – исчезали, крылья птиц, не умеющих летать, – атрофировались. Наблюдения ученых доказывают, что отсутствие упражнений у человека точно так же ведет к атрофии того или другого органа...
То же бывает и с детьми, с тою разницею, что при разумном уходе за ними с первых дней рождения развитие органов совершенствуется постепенно.
211
Правильный уход за ними и возможное совершенствование их имеют в высшей степени важное значение для всей жизни человека. Вот потому-то правильное развитие органов чувств дитяти должно быть первою и наиважнейшею заботою матери. Не совсем нормальное состояние даже одного органа всегда производит дурное влияние и на остальные органы, так как все они, более или менее, тесно связаны между собою. <...>
Но какое же влияние на развитие органов чувств может оказать привычка? Все сложные функции наших чувств, по данным физиологии, суть не что иное, как навыки, с усилием усвоенные в детстве и сделавшиеся впоследствии как бы нашею собственностью. Привычка управляет ходом деятельности всех наших органов Чувств. Способность зрения воспринимать образы различных форм и величин, уменье правильно распознавать цвета и их оттенки, краски и фигуры и отличать тонкие переливы в игре света чувство симметрии и пропорциональности, все эти приобретения зрение делает не сразу, а постепенно и притом с помощью упражнения, которое мало-помалу переходит в привычку. А между тем, на развитие органа зрения не обращают ни малейшего внимания, а потому многие, имея здоровые глаза, не умеют отличать оттенки в игре света и цветов; есть даже немало и таких, которые не в состоянии отличить один цвет от другого; некоторые не имеют надлежащего представления о симметрии, другие не обращают внимания на форму, и чрезвычайно много страдающих близорукостью и косоглазием.
Близорукость и косоглазие могут передаваться по наследству, но могут быть и благоприобретенными. Если воспитатель не будет зорко наблюдать, чтобы ребенок, рассматривая предмет, не близко наклонялся к нему, не сильно приближал его к себе, близорукость будет прогрессировать, если к ней при этом существует склонность или она разовьется постепенно; точно так же и косоглазие, – если ребенок, склонный к этому недостатку, будет разглядывать предметы сбоку. Близорукость и косоглазие вносят немало изъянов в умственное развитие. Близорукий не может составить себе вполне ясного и четкого представления о целой наблюдения их вблизи. <...>
212
Упражнение зрения должно состоять в постепенном отдалении предмета: приучайте ребенка все далее и далее держать от себя книгу и тетрадь, когда он читает, пишет, рассматривает картинки, рисует. Любуясь цветком, морем, озером, радугою, пусть определит их цвет. Уже в три-четыре года ребенок должен знать цвет своего платья, чулок, ботинок, штанишек. Он должен интересоваться и цветом платья, одетого сегодня нянею, матерью и сестрами, скатерти, застланной на чайном столе, занавесок в комнате. Он должен знать цвет листьев и комнатных цветов, цвет кошки, с которой играет, собаки, лошади и коровы, которые проходят мимо него. Пусть набранные в лесу листики и шишки деревьев, траву, камешки у ручья, раковины раскладывает он на столе под цвет, и таким образом он узнает не только цвета, но и их оттенки. В три-четыре года ребенок может нарезать из разноцветной бумаги квадратики, треугольники, кружки и наклеивать их в тетрадь. Для знакомства с цветами можно употреблять и берлинскую шерсть. Так же постепенно должно идти знакомство с формой: ребенок уже после 5-ти лет должен уметь указать куб, шар, цилиндр и другие простые геометрические тела; его еще до школы необходимо знакомить с величиной, внешним видом и плотностью предметов, которые его окружают. Уже в это время он должен уметь отличать одушевленный предмет от неодушевленного (но не определяя их, конечно, отвлеченными словами), должен уметь передать матери виденное им. В этом заключается цель наглядного обучения, которое, всесторонне знакомя ребенка с окружающими предметами, не только расширяет его умственный кругозор, но и заставляет его изучать все большее количество слов и оборотов, что обогащает его родную речь. Детей необходимо научить рассматривать предметы не только в целом, но и в отдельных частях; они должны научиться не только отличать один предмет от другого по его внешнему виду, но уметь находить красивое там, где оно есть, – для этого необходимо обращать внимание ребенка на красоту в природе и жизни.
Психолог Прейер сообщает, что перерыв на два месяца упражнений в различении цветов повлек за собой значительный регресс в деятельности органа зрения его сына.
213
Великий знаток детской души и тонкий наблюдатель, Фребель придавал громадное значение развитию и усовершенствованию органов чувств дитяти. <...>
Слух, так же как и зрение, может приобретать остроту, утонченность, быстроту и отчетливость. <...>
Множество научных исследований подтверждает, что слух новорожденных детей в высшей степени плох, особенно в первые дни после рождения. Слух, как и зрение, развивается упражнением, которое затем входит в привычку. Дело воспитателя дать надлежащее направление такого рода упражнениям и привычкам. <...>
Физический уход за ухом требует прежде всего чистоплотности: излишнее накопление в слуховом проходе серы вызывает различные заболевания, и не только самого прохода, но и барабанной перепонки. Раздражение, вызванное этим явлением, заставляет детей извлекать серу и раздражающую, накопившуюся нечистоту шпильками, уховертками, булавками, спичками, – это не только вредно, но и весьма опасно, вызывает ссадины в слуховом проходе и на барабанной перепонке, частые воспаления, что может привести к глухоте. Вместо того чтобы раздражать уже раздраженное ухо уховертками, можно иногда моментально прекратить зуд, осторожно впустив на несколько минут в слуховой проход несколько капель тепловатой воды, которая размягчает накопившуюся серу и унимает зуд. Если это не помогает, нужно поспринцевать ухо тепловатой водой. Но физическое воспитание, как органов чувств дитяти, так и его организма, не входит в программу моей книги, и я перехожу к упражнениям...
В упражнениях такого рода первую роль играет развитие уменья прислушиваться к шумам и звукам природы, к различным музыкальным инструментам, к песням, к звукам и голосам животных, а также к шумам и звукам, издаваемым различными предметами. Мать должна заставлять ребенка прислушиваться, когда гром гремит, ветер воет и свистит, корова мычит, собака лает, кошка мяукает, петух выкрикивает свое ку-ка-реку, кукушка кукует, курица клохчет, лошадь ржет, муха жужжит, сверчок стрекочет.
214
Пусть он прислушается к журчанию ручейка и к завыванию бури и приучается отличать пение одной птички от другой, узнавать звук,, издаваемый при ударе тем или другим металлом, камнем, стук подъезжающего экипажа. Если воспитательница может играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и обладает, хотя бы небольшим голосом и музыкальным слухом, пусть напевает и наигрывает своему ребенку несложные арии и песенки. Несомненно, ребенок долго не будет понимать ни слов песни, ни звуков мелодии, но, постоянно прислушиваясь к гармоническим звукам музыкального инструмента и человеческого голоса, он, по привычке к мелодичным звукам и из подражательности, этой характерной черты детской природы, сам начнет подтягивать своим детским голосом песенку или мелодию, что в высшей степени развивает слух ребенка, а вместе с тем и его эстетическое чувство, и пробуждает в нем любовь к музыке. Для развития слуха полезно также приучать ребенка слушать пение, игру на музыкальном инструменте, разговор, чтение (разумеется, когда это делается уже доступным его возрасту), и притом постепенно все на более далеком от него расстоянии: таким образом слух будет напрягаться, а вместе с -тем и упражняться. Во время серьезных детских заболеваний, особенно в случаях сыпных болезней, а также тифа, дифтерита и ангины, горло часто бывает поражено, а так как оно находится в тесной связи с слуховыми органами, то в таких случаях мать должна наблюдать, не пострадал ли слух ребенка. Следует обращать внимание и на частые насморки, – они очень вредно отзываются на слухе, так как слуховые органы находятся в тесной связи не только с горлом, но с носовой полостью. Упражнение слуха имеет громадное значение и потому, что оно в то же время служит упражнением внимания, которое играет такую важную роль в развитии ребенка. Замечено, что невнимательные, поверхностные и чересчур рассеянные дети нередко в то же время и слышат плохо. Уже в раннем детстве надо обращать внимание на то, чтобы дети не коверкали слов, – воспитатель должен ясно и отчетливо повторить названия предметов, произнесенные ребенком неправильно. Но при этом он всегда должен иметь в виду, что ребенок не может сразу повторять за ним вполне правильно, что заставляет ребенка долго слушать и прислушиваться следует весьма осторожно, чтобы не переутомить внимания и слух маленького существа. <...>
215
В области осязания известные навыки имеют огромное значение. <...> Физический уход за органом осязания сводится преимущественно к уходу за кожею. Главная обязанность при этом – соблюдение чистоты и развитие приспособляемости кожи к перенесению перемен температуры. Для этого необходимо, чтобы теплая вода, в которой купают ребенка, и вначале согреваемая одежда, в которую его одевают после купанья в первое время его жизни, употреблялись все более холодными, температура комнаты, в которой он живет, становилась бы все более умеренною, но все это с соблюдением большой постепенности.
Задача воспитателя в области осязания – направить и обновить жизнь ребенка и его физические упражнения таким образом, чтобы сделать его организм выносливым к разнообразным переменам температуры, к жаре и холоду, чтобы ребенок мог поменьше испытывать последствий простуды, получил бы в конце концов возможность гулять во всякую погоду, мог бы жить в разных климатах. Что же касается кожи, то нужно иметь в виду сделать ее менее чувствительною, менее раздражительною и более выносливою. Физически закаленный человек впоследствии будет упорнее сопротивляться житейским невзгодам и лишениям... <...> Не следует оставлять втуне развитие этого органа. Ребенку следует давать ощупывать каждую игрушку, каждый предмет, который он видит и берет в руки; затем пусть он, не глядя на предмет, лишь по осязанию, определяет его форму, величину, твердость, эластичность, степень гладкости и шероховатости. Также не глядя, пусть называет он вам, что вы дали ему в руки: металл, дерево, камень, резину, кость, стекло, рог, шерстяной, бархатный, бумажный или льняной обрезок материи, предмет влажный, сухой или мокрый, лакированный или шершавый.
Пусть ребенок дает также, но, конечно, самое элементарное, определение степени плотности предмета, холода и тепла. От времени до времени вводите его в темную комнату; пусть сначала с вашею помощью, а затем и самостоятельно, но с известными предосторожностями дотрагивается до столов, стульев, посуды и всех находящихся в комнате предметов; при этом он должен называть, что попало ему под руку, почему он так думает, что это то, а не другое.
216
Но такие беседы отнюдь не должны носить характера формальных упражнений, особенно для детей 7 – 8-летнего возраста. Пусть дитя от времени до времени, закрывши глазки или повязав их легким платком, отгадает, что вы дали ему в руки. Это отгадывание предметов с зажмуренными или повязанными платком глазами так нравится детям, что они сами беспрестанно прибегают к этой игре. А какой обильный запас для шуток и смеха предоставит темная комната! Между тем такие упражнения не только изощряют осязание, но знакомят ребенка с характерными признаками каждого предмета, волей-неволей заставляют составить о нем более ясное и определенное описание предметов, что весьма важно для развития дара слова и выработки элементарных понятий. Вместе с тем исчезает и вредная боязнь темноты. Одним словом, разумным упражнением осязания приобретаются в высшей степени благодетельные привычки, имеющие немаловажное значение в физическом, нравственном и умственном воспитании ребенка.
Велико значение привычки при развитии вкуса и обоняния, этих низших органов в области наших чувств. При неблагоразумном воспитании привычек в этой области они ведут к вредным последствиям: к неумеренности в пищи и к обжорству, что не только вредно отзывается на здоровье, но и ослабляет волю, приучает к невоздержанности, результатом чего, в конце концов, является пьянство, преждевременное развитие чувственности, стремление к удовольствиям низкого характера. Эти пороки быстро развиваются и совершенно порабощают духовную жизнь человека, подавляя высшие, благороднейшие стремления ума и сердца. <...> При упражнении ребенок научается не только различать, но и вполне правильно определять горькое, сладкое, соленое и другие вкусовые ощущения. Точно так же, нюхая цветы во время прогулки, он по одному запаху сумеет назвать те из них, которые он встречает наиболее часто.
Таким образом, фактами, вполне подтвержденными наукою, доказано, что органы внешних чувств имеют громадное, неотразимое влияние на физическое, нравственное и умственное воспитание детей. Из этого естественно вытекает, что правильное их развитие – одна из важнейших задач воспитания.
217
Развитие же их мы считаем правильным лишь тогда, когда обращено одинаковое внимание, как на физическое, так и на интеллектуальное воспитание. <...>
Ребенка следует неослабно, систематически приучать к порядку, ежедневно наблюдая за тем, чтобы каждая вещь, каждая игрушка были убраны на место в известное время следует не только мыть его руки и лицо, но и приучать его, чтобы постепенно он делал это самостоятельно, чувствовал неудобство от нечистоплотности. Аккуратность, любовь к порядку и чистоте и другие подобные качества, столь необходимые в обыденной жизни, – результат добропорядочных привычек, усвоенных в детстве. Ребенка, не приученного в детстве к аккуратности, вы можете тотчас заметить. Он не только является неряшливо одетым, забывает дома то книги, то тетради, но и в школе, начав писать, пачкает чернилами лицо и руки, вытирая дос- ку, измажется мелом, и если не обратят внимания другие, у него не явится самостоятельной потребности вымыться, вычистить свое платье. Приучать к чистоплотности следует очень рано: вытирая или умывая после еды, его постепенно следует приучать к тому, чтобы он делал это самостоятельно. После 3 – 4-х лет его необходимо приучать самому одеваться и раздеваться, аккуратно и в порядке складывать свои вещи. Дети, от которых требовали и за которыми тщательно наблюдали первое время, чтобы они умывались не только утром, но и перед едой и после нее, к 6 – 7 летам будут чувствовать непреодолимую потребность держать лицо и руки в чистоте; так же приобретаются и все остальные привычки.
Аккуратности в обыденной жизни дети достигают более всего тогда, когда в детстве требовали от них, чтобы они самостоятельно убирали свои игрушки, вещи, книги. Горничные и няньки лишь в самых редких случаях могут приучить ребенка к этому: им несравненно легче и удобнее самим привести в порядок детские игрушки, чем добиться того же от ребенка. Но для усвоения и этой привычки точно также нужно соблюдать постепенность, иметь такт и сноровку.
218
Сначала следует убирать вещи сообща с ребенком, затем более трудную часть работы по уборке выполнять самому, заинтересовывая его хотя бы тем, как удобнее расположить вещи так, чтобы они занимали меньше места и сложены были наиболее удобно и красиво. Затем уже следует всю уборку сдать на руки ребенка, постоянно приглядывая, выполняет ли он эту обязанность.
Привычка к труду имеет огромное влияние на все стороны физического, умственного и нравственного развития дитяти, влияет на всю последующую жизнь и деятельность. Большая часть шалостей дурного свойства – непослушание, рассеянность, капризы –происходят от безделья, от слишком большого накопления сил, нуждающихся в исходе. Эти силы, постоянно накопляясь и не находя употребления, производят беспокойство и ищут применения. У детей такое состояние проявляется дурными проказами, непозволительными шалостями, драчливостью, забиячеством, порчею необходимых в доме вещей. <...>
Привычка к праздности и лени – вреднейшая антисоциальная склонность. Воспитатели и учителя никогда не должны упускать этого из виду во весь продолжительный период воспитания человека. <...> Приученный к труду ребенок будет несравненно успешнее заниматься в школе, которая в свою очередь представит ему новый материал для развития усидчивости и трудолюбия. Если ребенка, приученного к труду до школьного возраста, не удовлетворит тот или другой учитель, он добудет себе книги, чтобы расширить свои знания, чтобы основательнее усвоить предмет, но ни в каком случае не будет сидеть сложа руки. Склонность к труду вообще следует развивать и поддерживать не только в детстве, но и в продолжение всего периода воспитания и образования человека. <...>
Однако не только для здоровья, но и для умственного развития ребенка вредно, если его вкусы, склонности и привычки исключительно направлены к труду в сфере умственной. Такое одностороннее развитие рано или поздно дает себя чувствовать. Воспитание можно назвать разумным только тогда, когда оно направлено сообразно с природою человека, то есть когда физические, моральные и интеллектуальные силы ребенка развиваются равномерно. <...>
Физический труд, которому следует приучать с раннего детства, должен сделаться потребностью орга-
219
низма и точно так же, как и умственный труд, доставлять маленьким детям радость и удовольствие. Для этого необходимо приучать ребенка копать в огороде грядки, сажать цветы и растения, поливать их, выпалывать ненужную траву, устраивать загородки для ухода и приручения зверьков, делать печки в пригорках, обкладывать их кирпичами и камнями, в которых можно было бы иногда вскипятить молоко, сварить яйца, спечь картофель. Какое удовольствие ребенку позавтракать картофелем и яйцами, приготовленными им в сложенной им печке! <...> Но какие бы занятия вы ни предлагали ребенку, его постепенно следует приучать обходиться без чужой помощи и помогать родителям в обыденной жизни, но, конечно, так, чтобы труд ребенка не обременял его непосильною тяжестью. Все современные психиатры считают физический труд самым действенным средством для искоренения наклонности к душевным заболеваниям. К тому же дитя, с раннего возраста занимаясь физическим трудом, несомненно, будет с большим интересом относиться к простому люду и к его труду вообще. <...>
В области моральной путем привычки можно тоже развить много хороших качеств. Послушание, имеющее громадное воспитательное значение, не что иное, как результат навыков, известным образом направленных с раннего детства. Уменье приучать детей к послушанию – первое звено в беспрерывной цепи влияний, воспитывающих волю и характер. Только уменье подчинить волю ребенка свой воле дает возможность матери так или иначе действовать на него. Без этого уменья, без этой выдержки, без этой способности воспитателя никакое воспитание немыслимо, и много вреда, много горя предстоит испытать самому питомцу и в детстве, и в зрелом возрасте, если он не был приучен к послушанию, много страха и беспокойства причинит он своим близким; матери же придется пролить много горьких слез из-за его своеволия, требовательности, самодурства, эгоизма, иногда далее порочности, прямо вытекающей из недостатка послушания ребенка в детстве. Как бы страстно ни любила мать своего ребенка, сколько бы жертв ни приносила она ради его образования, он даже в зрелом возрасте, будучи развитым и образованным человеком, не сумеет их достаточно оценить, не будет питать к ней нежности, если только в детстве он не был приучен к строгому воспитанию. <...>
221
Отнюдь не будучи сторонницей какой бы то ни было дрессировки, ни защитницею рабской покорности, я тем не менее считаю дисциплину крайне необходимою в воспитании, и особенно при развитии послушания. Пока дети не подросли, поступки их неразумны и неосмысленны, они действуют часто под впечатлением минуты, по внушению своих неустановившихся инстинктов. Родители должны направить это во всех отношениях еще не окрепшее существо к здоровой, разумной и полезной жизни. Воспитание немыслимо без дисциплины также, как выполнение приказания, если оно непоследовательно и противоречиво. Но дисциплина, особенно относительно маленьких детей, не должна быть для них непосильною и ненавистною; если она засушивает сердце детей, подавляет их в каком-нибудь отношении, стесняет проявление их живости, резвости, экспансивности, – она никуда не годится. Чтобы дисциплина не угнетала детей, она не должна быть обременительною, формальною, казенною и сухою. Если рука об руку с дисциплиною родители окружают жизнь своих детей постоянными попечениями, нежною заботливостью, ласкою, любовью, дети, подрастая и становясь развитее и разумнее, не будут чувствовать ни тяжести, ни неудобства от необходимости для них дисциплины. Но дисциплина без любви, ласки и нежной заботы делает детей рабами и хитрецами, которые в глазах выполняют требования родителей, а за их спиною ведут себя самым предосудительным образом. <...>
Для более успешного навыка ребенка к послушанию необходимо, чтобы требования, приказания и запрещения были последовательными, то есть безусловно запрещенное никогда не должно быть допускаемо при одинаковых обстоятельствах. Это правило необходимо соблюдать в полной неприкосновенности. Отступая от него, хотя по временам, родители не имеют ни малейшего нравственного права оправдывать себя чем бы то ни стало: ни своею слабостью, ни приставаниями ребенка, ни недостатком времени, ни своею нежностью и любовью к нему. Не вполне серьезное и строгое отношение к этому правилу подрывает родительский авторитет и развивает в характере ребенка хитрость, фальшь, актерство, неискренность.
221
Подметил ребенок, что вы отменили неприятное для него решение вследствие его нежности к вам, и он удваивает ее; если причиною этому послужили его слезы, он постарается пролить их целые потоки, а пока не научился проливать слезы, когда они сами не текут, он будет в это время закрывать лицо ладонями рук, всхлипывая и искусственно придавая плаксивость голосу.
Чтобы предохранить себя от перерешений и уступок, мать должна следить, чтобы ребенок без пререканий, споров и рассуждений немедленно выполнял все ее требования. Я уже не делаю оценки той торговли, которая при этом зачастую происходит в некоторых семьях между матерью и ребенком: «Уйди из моей комнаты!» – «Не хочу». – «Пожалуйста, уйди, я тебе конфетку или копеечку дам». – Это настолько возмущает душу и унижает человеческое достоинство и воспитателя и воспитываемого, что вред такого отношения к детям очевиден для каждого мало-мальски нравственно развитого человека. Приказание или запрещение никогда не должно превращаться в просьбу. «Просьба матери, – говорит г-жа Неккер, – извращает естественное отношение и меняет роли. Слыша постоянно умаливания и упрашивания, дети начинают думать, что, выполняя требования родителей, они всякий раз оказывают им милость; они оказываются к ним снисходительными, а мы относительно их – неблагодарными».
Обыденная жизнь предоставляет много случаев запрещать ребенку то одно, то другое, но очень вредно щедро расточать запрещения, требования и приказания. Чтобы развить послушание, ребенка не следует обременять непосильными требованиями, иначе он не вынесет их тяжести и попробует стряхнуть иго со своих плеч, а раз он примется за такие эксперименты, то, чтобы возвратить его к послушанию, многие родители прибегают к крутым мерам, что не только крайне вредно, но после чего начинаются обыкновенно настоящие трагедии в семейной жизни. Из массы того, что следовало бы запретить ребенку, и что нужно требовать от него, следует выбирать лишь самое существенное.
Запрещая или требуя, следует избегать страстности, запальчивости и вспыльчивости.
222
Тон, которым вы даете приказание, не должен быть ни грубым; ни резким, ни повелительным, ни жестким, но, как всегда, ласковым, покойным, ровным и решительным, не допускающим ни возражения, ни сопротивления. Развитие послушания приносит не только благотворные результаты при последующем воспитании ребенка, но, что очень важно, избавляет родителей от необходимости подвергать его каким бы то ни было наказаниям, которых воспитатель не должен допускать ни под каким видом. <...>
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература