Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.
Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодействия с воспитанниками и обучающимися и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогического процесса и его текущего контроля.
С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.
145
Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.
Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).
При этом педагоги отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу.
Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагностические методики.
Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.
До сих пор в образовательных учреждениях разного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, необходим комплекс методов
Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об индивидуальной работе, о подборе методов, соответствующих особенностям воспитания, организации специальных педагогических ситуаций.
146
Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспитательные воздействия переходят во внутренние стимулы его поведения и деятельности.
В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «прием» воспитания.
Прием – это частное проявление того или другого метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.
Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, наглядные пособия.
Методы, приемы и средства настолько взаимосвязаны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.
Гуманизация образования, ориентация на личностную модель воспитания – все это требует доверительных, внимательных отношений педагогов и воспитанников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.
Классификация методов воспитания
Анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не применяются изолированно друг от друга. Все они взаимосвязаны, и в зависимости от ситуации одни методы переходят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в основе которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.
Существует много подходов к классификации методов воспитания. В этом учебном пособии мы даем ту классификацию, которая на сегодняшний день является наиболее стабильной и широко используется на практике.
147
В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблинская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:
• цель – что человек хочет;
• мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;
• средства, используемые для достижения поставленной цели;
• результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;
• отношение человека к результатам и процессу самой деятельности.
Уже в структуре деятельности заложены определенные воспитательные возможности.
Исходя из этой структуры деятельности выделяется четыре группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, диспут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные методы этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лекция, диспут).
Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.
148
Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосознания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.
В дошкольной образовательном учреждении особенное место отводится рассказу.
Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и поведение сверстников.
Для детей младшей группы для рассказа подбираются в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей средней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.
Метод рассказа требует от воспитателя эмоционального изложения, определенной артистичности.
Разъяснение как метод воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении правил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.
Самое главное при использовании метода разъяснения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.
149
Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей
Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 человек), т. к. в этом случае все дети могут принять участие в диалоге.
Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.
По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.
Любая беседа требует хорошего знания своих воспитанников, их возможностей для участия в диалоге.
Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспитателю. Главной фигурой при проведении беседы должен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухо-млинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».
Беседа как метод воспитания постоянно присутствует в дошкольном образовательном учреждении, но полагаться только на этот метод нельзя, так как функция беседы носит ограниченный характер. Тем более, что дети дошкольного возраста еще не имеют достаточного жизненного опыта для глубокого и самостоятельного анализа фактов и содержания беседы.
И вот тут очень важен пример как метод воспитания, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.
Пример – это прежде всего своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Среди функций положительного примера как метода воспитания можно выделить следующие: социальную, управленческую, воспитательную, познавательно-ориентирующую, стимулирующую, корректирующую.
150
Я.А. Коменский в свое время отмечал: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры». В воспитательной работе с дошкольниками пример является своеобразным наглядным пособием.
Используя пример в процессе воспитания и развития ребенка, важно знать, что он связан с подражанием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товарищу, матери, отцу.
Подражание особенно свойственно дошкольникам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребенок от бессознательного подражания переходит к преднамеренному, т. е. от подражания внешним действиям к подражанию внутренним качествам и свойствам личности, так как не всегда может их определить, выразить в словесной форме, но он подражает внешним проявлениям поступков своих героев и дает этому свое детское объяснение.
Часто в жизни мы сталкиваемся с фактами подражания отрицательным поступкам и отрицательным качествам личности. Вот в этом случае особенно важна роль воспитателя в развенчании таких отрицательных примеров.
Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспитателю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ребенка во всех случаях жизни.
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.
Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть небольшими группами, строить песочные дома и крепости индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познавательных речевых и математических конкурсах, играх.
151
В таких совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способности, закладывается фундамент нравственных качеств. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности.
Деятельность сама по себе не будет иметь должного воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не используются педагогически оправданные методы воздействия на детей.
Педагогическое руководство деятельностью воспитанников опирается на структуру деятельности, ее звенья.
В работе с детьми дошкольного возраста используется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разностороннего развития ребенка, его природных задатков.
А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».
По отношению к личности дошкольника деятельность будет нейтральной, если воспитатели и педагоги не найдут соответствующего способа ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке и должны сочетаться определенные приемы воспитания, направленные на социально нравственное становление личности, формирование опыта поведения.
Среди методов организации деятельности наиболее часто используется приучение. Приучение направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.
Формированию привычки поведения в свое время особое внимание уделял К.Д. Ушинский. Он указывал, что с помощью воспитания привычек, убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело.
Приучить ребенка правильно вести себя необходимо с момента его прихода в младшую группу детского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.
152
Воспитатель для себя четко определяет, какие привычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей, определяются показатели и критерии их формированности.
Затем детям дается образец выполнения определенных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).
Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель добивается точности выполнения действий, а затем быстроты и качества.
Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослых. Такой контроль требует от педагогов и воспитателей внимательного, заботливого отношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия – хорошо ли убрал в игровом уголке, правильно ли разложил строительный материал, все ли собрал карандаши и краски.
Режим жизни в детском саду положительно влияет на всю последующую жизнь ребенка в семье, в школе.
Метод приучения органически связан с таким методом воспитания как упражнение. Если метод приучения связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.
Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дрессировку, как механическое повторение действий. Упражнения связаны с организацией жизни детей, с их разнообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Например, дети играют в магазин. Здесь они учатся быть продавцом и покупателем, учатся быть взаимно внимательными.
153
С помощью метода упражнений ребенок в специально созданных педагогических ситуациях овладевает опытом общественного поведения.
При использовании методов приучения и упражнения нельзя обойтись и без такого метода, как создание воспитывающих ситуаций.
Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить ли сверстника в игру, поделиться или нет любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внугрен-них побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.
Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребенка.
3. К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.
Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, испытывающие робость, несмелость, являющиеся следствием негативных отношений в семье.
В дошкольном учреждении поощрение часто связано с наградой в виде разрешения поиграть с определенной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры. Особенно необходимо одобрение, похвала при проведении учебного занятия.
154
Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, – ждут подарков или начинают зазнаваться и т. д. Воспитатель не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.
Наказание принято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций.
К методу наказания воспитатели должны относиться очень осторожно. Следует учитывать, что в современных условиях дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым различным заболеваниям, они физически слабые. В педагогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоречиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.
В практической деятельности педагоги, воспитатели, выбирая методы воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивидуальные особенности большей части воспитанников.
В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их воспитанности. Здесь необходимо педагогическое мастерство, наличие творческого подхода в организации воспитательного процесса.
155
Вспомним К.Д. Ушинского, который отмечал: «Мы не говорим педагогам, поступите так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитуемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты».
Задания для самостоятельной работы
1. Существует ли взаимосвязь цели, задач, содержания и методов воспитания?
2. Раскройте классификацию методов воспитания.
3. В чем специфика использования методов поощрения и наказания к детям дошкольного возраста?
4. Проанализируйте, какие методы воспитания были использованы воспитателем на учебном занятии с детьми или во время утренней прогулки.
5. Составьте систему педагогических ситуаций для разрешения каких-либо конфликтных ситуаций в группе детей.
156
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература