Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
Каждому, кто решил посвятить свою жизнь воспитанию и обучению детей, необходимо хорошо знать особенности своих воспитанников. И знать их надо не только с того момента, когда они пришли в дошкольное учреждение, а и то, какой путь развития они прошли до этого. А путь этот начинается в утробе матери. Еще Я.А. Коменский обращал внимание на важность этого периода в жизни ребенка. Он говорил о необходимости эмоционального благополучия матери, об окружении ее красивыми вещами, о слушании хорошей музыки, что, по его мнению, способствует развитию ощущений ребенка.
Первый год жизни
Наука о ребенке и его внутреннем развитии сегодня накопила достаточно богатый опыт. Так, известно, что когда начинают формироваться различные органы, воспринимающие информацию извне. Знание этого позволяет говорить о том, какие действия матери могут быть полезны для плода, а какие вредны.
Например, если предполагается, что ребенок еще в утробе матери может слышать звуки, то очень важно, чтобы это был спокойный и ласковый голос матери, ее пение, хорошая музыка, вызывающая положительные эмоции, не возбуждающая, а успокаивающая. Проведенные учеными ряда стран исследования показали, что классическая музыка обладает терапевтическим эффектом. Особенно в этом смысле хороша музыка скрипки.
Но вот малыш появился на свет. И сразу вступают в действие все системы его жизнеобеспечения и в первую очередь дыхание (раньше плод получал кислород из крови матери).
55
Все питательные вещества он также получал от организма матери, теперь же он все «ест» сам. Чтобы это стало возможно, природа позаботилась о малыше, снабдив его рядом рефлексов: дыхательным, сосательным, пищеварительным, защитным.
После рождения у ребенка постепенно развиваются все структуры организма человека. Так, известно, что вес головного мозга новорожденного ребенка в четыре раза меньше, чем вес мозга взрослого человека, а вот количество клеток одинаково. Однако они еще не развиты. С первых дней жизни младенца происходит развитие головного мозга: он увеличивается в весе (ежемесячно на 30 г), интенсивно изменяются его клетки. Однако происходит это не само по себе. Человеческое дитя самое беспомощное из всех детенышей на Земле. И поэтому он долго не может обходиться без помощи взрослых. Именно взрослые помогают младенцу в его борьбе за выживание.
Специалисты отмечают высокую сенсорную чувствительность младенца. Он резко реагирует на сильные раздражители: звук, свет. Громкий звук, как и яркий свет, может вызвать у ребенка не только беспокойные движения, но и плач. Отмечается высокая чувствительность кожи.
Все это следует учитывать, организуя уход за ребенком. Важно, чтобы младенец чувствовал себя комфортно. И для этого необходимо не только, чтобы он был сыт, чтобы ему было сухо, тепло, но и чтобы с ним ласково разговаривали, обеспечивали положительные внешние впечатления. Во время бодрствования уже. с первых дней жизни над кроваткой ребенка следует вешать простые по форме игрушки, вызывая зрительное сосредоточение.
Уже на первом месяце жизни младенец начинает реагировать на появление взрослого, он радуется ему, с этим связана его первая улыбка.
Часто при этом возникает «комплекс оживления» – так называется реакция малыша на появление взрослого: он двигает ручками и ножками, смотрит на взрослого, улыбается ему. Общение со взрослым очень много значит для младенца. Об этом говорят и первая улыбка и « комплекс оживления ».
56
Педагогика возрастного развития ребенка
В младенчестве у ребенка есть только один способ привлечь к себе внимание и «пожаловаться» на неблагополучие – плач. Ребенок плачет, когда он хочет есть, когда у него болит животик, когда он мокрый, когда его что-то раздражает. Взрослый должен успокоить малыша, удовлетворить его естественные потребности. В этот период не стоит пренебрегать потребностями ребенка, заставляя его привыкать к неблагополучию (к сожалению, такую точку зрения исповедуют некоторые родители).
Мудрые врачи-педиатры и педагоги считают, что главное – это спокойствие ребенка, его положительное эмоциональное состояние.
Чтобы ребенок развивался всесторонне, прежде всего необходимо позаботиться о его здоровье и правильном физическом воспитании, а для этого младенцу необходим хороший уход. Важно создать условия для сна и бодрствования, питания, гигиенических и закаливающих процедур, развития движений ребенка. Сегодня разработаны научно обоснованные нормативные показатели обеспечения правильного ухода за младенцем.
Вместе с тем необходимо учитывать и индивидуальные особенности младенца. Для формирования у младенца правильных реакций очень важно соблюдать режим питания, сна, бодрствования. Это способствует выработке у него ритма важных для него «дел» и облегчает образование рефлексов.
На первом году жизни у ребенка закладываются основы речи. Сначала он произносит отдельные звуки, затем к концу первого года он начинает осмысленно произносить первые слова – «мама», «папа», «баба». Появлению речи способствует помощь взрослых. Взрослые «помогают» развитию речи малыша, разговаривая с ним в период бодрствования, произнося отдельные звуки, их сочетание. Этим самым стимулируется развитие речи ребенка.
Громадное значение в развитии младенца имеет общение со взрослыми. Именно от взрослого младенец узнает об окружающих его предметах, учится пользоваться ими, у него возникают и развиваются познавательная потребность и потребность в общении.
Какие же «приобретения», а лучше сказать – новообразования, характеризуют первый год жизни ребенка?
57
Прежде всего происходит овладение разными движениями.
Родившись беспомощным существом, к концу первого года ребенок приобретает способность целенаправленных движений: он тянется к предметам, достигает и берет их, он способен удерживать в руке ложку и действовать ей; он приобретает способность перемещаться в пространстве, сначала ползая, а затем встав на ноги, он удерживает вертикальное положение, а затем начинает ходить. Это значительно увеличивает возможности познания окружающего.
На первом году жизни у ребенка развивается сенсорная сфера – различные ощущения и восприятия (зрительные, кинестетические, слуховые, тактильные, вкусовые). На этой основе происходит интеллектуальное развитие ребенка, осуществляются первые мыслительные действия, умственное развитие малыша. В этот период закладываются основы овладения речью: ребенок начинает понимать человеческую речь, разумеется лишь частично, начинает сам произносить некоторые слова. Все это малыш приобретает от взрослых. Сама по себе речь ребенка развиваться не может.
Малыш от года до трех лет
На втором году жизни ведущее значение в развитии ребенка приобретают разнообразные предметные действия. Малыш начинает активно познавать окружающие его предметы.
Психологи и педагоги, изучающие развитие ребенка на первом и втором году жизни, отмечают, что малыш на первом году познает лишь внешние свойства предметов. На втором году от манипулирования с предметами ребенок переходит к предметным действиям. Предметные действия основаны на усвоении функций предмета, его общечеловеческого использования.
Если малыш действует предметом неадекватно его назначению (например, стучит ложкой по столу, катает карандаш, вместо черкания им), он все равно узнает, для чего этот предмет. Адекватные действия тем или иным предметом малыш не может выделить сам, он может усвоить их только с помощью взрослых, да и тогда не свойственные тому или иному предмету способы действия могут повторяться.
58
Однако он уже знает, как тот или иной предмет употребляется на самом деле. Усвоение орудийных способов действия психологи считают особенно значительным для развития ребенка.
Уже в конце первого года жизни малыш"начинает подражать действиям взрослых. Он качает куклу, кормит зайца, едет на машине и т. п. Это проявление первых зачатков игровой деятельности.
На втором году жизни продолжается развитие игры. На этом году жизни ребенок уже способен воспроизвести увиденные им действия. Для развития игровых навыков и для психического развития ребенка большое значение имеет то обстоятельство, что дети начинают использовать предметы-заместители. Так, обыкновенный карандаш может быть в игре градусником, и ложкой, и расческой, т. е. тем, что в настоящий момент нужно ребенку в игре. Постепенно появляются ролевые игры, когда дети, играя, выполняют ту или иную роль – мамы, папы, врача, парикмахера и т. д. И хотя дети к двум годам уже могут играть самостоятельно, они нуждаются и во внимании, и в поддержке взрослых. Взрослые помогают ребенку в обогащении содержания игры, ее продолжительности и в развитии. Если ребенок проявляет желание включить взрослого в игру, надо пойти ему навстречу.
Для развития детей первых двух лет жизни важно создать эмоционально положительную обстановку. С детьми следует общаться спокойно, ласково, не раздражаясь на их медлительность, непонятливость, капризы. Требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех взрослых, воспитывающих малыша.
Главным новообразованием второго года жизни является развитие речи. Особое значение для развития речи детей имеет общение со взрослыми. Взрослые должны создавать такие условия, чтобы ребенок испытывал потребность общаться с ним. Речь взрослого при этом должна быть отчетливой, а слова произноситься с необходимой интонацией, а иногда и очень медленно с определенными паузами. К двум годам активный словарь ребенка насчитывает 200 – 300 слов. В этом возрасте малыш способен понимать простые предложения, выражать свои мысли в такой же форме. Для развития речи ребенка могут быть использованы игрушки и картинки, причем не только предметные, но и сюжетные.
59
Знакомство с предметами и их свойствами служит интеллектуальному развитию детей. Такое развитие осуществляется также на специально организуемых занятиях в детском саду. К двум годам при систематических занятиях дети могут различать предметы по величине, по цвету, учатся находить и подбирать предметы по форме и цветам.
Умственное воспитание осуществляется и в процессе игр, и в процессе рисования, лепки, конструирования.
К концу второго года дети могут запомнить в конструировании 4 детали: кубик, кирпичик, пластина и трехгранная призма. Повышается интерес к конструированию, его соединение с игрой.
Одним из средств умственного воспитания может быть общение детей с природой. У детей этого возраста надо вызывать интерес к растениям, животным, изменениям погоды. При этом необходимо воспитывать доброе отношение к живым существам, а также умение видеть их красоту. Таким образом, природа может служить средством не только умственного, но и нравственного и эстетического воспитания.
Конечно, в формировании нравственно-эстетического отношения к природе ведущая роль принадлежит взрослому, это он, обращая внимание на красоту природы, стимулирует бережное отношение к ней.
К концу второго года жизни дети уже могут употреблять в своей речи предложения, состоящие из 3 – 4 слов. В это же время дети начинают овладевать правильными грамматическими формами. На втором году жизни малыш уже осваивает звуковую сторону речи. И хотя многие звуки он произносит неправильно, необходимо обращать внимание на то, как произнести тот или иной звук, правильно, четко и несколько раз произнося его.
Таким образом, можно сказать, что к началу трехлетнего возраста ребенок уже имеет некоторые базисные характеристики, которые можно назвать новообразованиями детей раннего возраста. Это прежде всего неречевые способы эмоционального общения. Представлены грамматические категории разговорного языка.
60
У ребенка уже развито восприятие окружающего мира, заметен осмысленный подход к предметной деятельности. Ребенок уверенно перемещается в пространстве, оценивает свое самочувствие, владеет элементами самообслуживания. Уже к трем годам ребенок проявляет инициативу в общении со взрослыми, он задает вопросы, часто настойчив в своих требованиях. Главное новообразование к трем годам – проявление самостоятельности. Но его возможности в проявлении этой самостоятельности еще ограничены.
3-4 годы жизни (младший дошкольный возраст)
Выше были отмечены новообразования у ребенка к трем годам жизни. Ребенок третьего года жизни активен, и если родители или воспитатель, беспокоясь за малыша, сдерживают его движения, то это часто вызывает недовольство ребенка, капризы. Физическое развитие и совершенствование малыша во многом связано с игрой.
Своеобразным этапом в развитии ребенка можно считать так называемый кризис трех лет. В чем он заключается?
Примерно к трем годам происходит осознание ребенком себя. Это связано с тем, что он приобретает все большую самостоятельность и начинает осознавать, что может сделать сам. Он хочет быть как взрослый, и если взрослые не учитывают этого стремления малыша к самостоятельности, не проявляют спокойствия и такта, малыш чувствует «ущемление» взрослыми его самостоятельности, проявляет негативизм, упрямство. Эти качества доставляют родителям много неприятных минут, но ничего сверхъестественного в этом нет. Это своего рода нормальная защитная реакция малыша на стремление взрослых ограничить самостоятельность ребенка. Чем внимательнее и разумнее будут вести себя с малышом взрослые, тем менее острым и продолжительным будет этот кризис.
Детей четвертого года жизни воспитывают и обучают на занятиях и в повседневной жизни. Здесь решаются такие важные задачи, как приобщение детей к жизни в детском саду в рамках его режима, выработка аккуратности в одежде, еде, формирование правильного поведения в среде сверстников, воспитание самостоятельности, вежливости и уважения к старшим, любовь к семье, родителям, братьям и сестрам, воспитание бережливости, приобщение к помощи взрослым.
61
Актуальной задачей воспитания детей этого возраста является формирование у дошкольников волевых процессов: умения приложить усилие для достижения определенной цели, терпения, стремления преодолеть трудности. Все это удается воспитать у малыша далеко не сразу; эффективными средствами и методами здесь будут интересные игры и занятия, доброжелательная, спокойная атмосфера в группе, внимательное отношение взрослых к ребенку, стремление помочь ему, если что-то не получается. Однако эта помощь не должна выражаться в том, чтобы сделать за малыша то, что он может выполнить сам, конечно, важно поощрять ребенка, когда он что-то преодолевает, чего-то достигает.
Важной формой воспитания детей, в которую многие малыши включаются впервые, являются самые разнообразные занятия по знакомству с окружающим, и прежде всего с предметами и помещениями детского сада. На занятиях у детей развивается восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое), умение группировать предметы по форме, величине, цвету. Занятия обязательно связаны по своему содержанию с дидактическими играми.
Дети четвертого года жизни приобщаются к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), к конструированию. Изобразительная деятельность – это первая орудийная и продуктивная деятельность, которой начинают овладевать дети и которая имеет огромное значение для дальнейшего психического развития ребенка.
Важной задачей этого периода, которая решается и на занятиях, и в повседневной жизни, является дальнейшее развитие речи детей: обогащается словарный запас, расширяется активный словарь, формируется связная речь. Детей знакомят с произведениями детской литературы, фольклором.
Возрастающая речевая активность дает возможность взрослым удовлетворять любознательность ребенка, отвечать на его многочисленные вопросы, направляющие процесс познания ребенка на разные стороны предметов и явлений окружающего мира, на обогащение словаря.
62
Дети учатся сравнивать предметы, давать их словесное описание – все это способствует развитию связной речи детей.
Огромное значение в этом возрасте имеет работа по звукопроизношению. Многие дети 3 – 4 лет либо неправильно произносят некоторые звуки, либо какие-то звуки вовсе не произносят. Поэтому занятия по отработке правильного произношения проводятся как со всей группой, так и по подгруппам и индивидуально. Эти занятия должны быть интересны детям, поэтому готовить их следует в игровой форме, широко используя поэтические строки, которые легко запоминаются и ритм которых нравится детям. На всех занятиях в этой возрастной группе детей учат заниматься, слушать воспитателя, выполнять задания. Последнее получается у детей далеко не сразу и во многом зависит от взрослых, от их умения заинтересовать малышей, добиться от них нужного результата.
Здесь очень важно знать возрастные и индивидуальные особенности детей и действовать сообразно с ними. Для детей 3 – 4 лет ведущим видом деятельности становится игра, хотя игра присуща и детям 5 – 6 лет, но для них она имеет другую направленность.
В играх дети 3-4 года жизни отражают свои жизненные впечатления. Сначала это впечатления, которые дети получают от ближайшего окружения: действия близких, домашние дела, занятия с ребенком, их взаимоотношения. Постепенно круг впечатлений расширяется: ребенок начинает посещать детский сад, ходит с родителями в гости, в магазин, в зоопарк. Детям читают сказки, стихи, рассказы, они смотрят мультфильмы. Все это способствует обогащению детских сюжетно-ролевых игр. Содержание этих игр становится богаче, выходит за пределы бытового содержания.
Если ребенок играет со своими товарищами, важно обращать внимание на их взаимоотношения. Малыш должен научиться правильно строить свои отношения с другими детьми, поэтому надо поощрять стремление детей играть вместе, не изолировать детей, а учить их взаимодействию с партнером в игре, умению договариваться с играющими. Здесь важная роль отводится воспитателю детей.
Таким образом, с приходом ребенка в детский сад изменяется его социальная ситуация развития, он встречается с новым окружением детей и взрослых, познает новое в окружающем его мире.
63
Кроме того, важное место в жизни ребенка играет самодеятельная сюжетно-ролевая игра. Другой вид деятельности детей этого возраста – изобразительная. У детей возникает интерес к учебным занятиям, но эта деятельность еще не выделяется как самостоятельная.
Старший дошкольный возраст
K этому возрасту относятся дети от 5 до 6 лет. Следует особое внимание обратить на детей пятого года жизни. Часто этих воспитанников называют средним дошкольным возрастом. Для ребят этого возраста характерна подвижность, любознательность, проявление самостоятельности и формируются элементы творчества. Именно с пятилетнего возраста развиваются сюжетно-ролевые игры, такие, как режиссерские, творческие. Особую роль для этих ребят играют игры с правилами.
В возрасте 5 лет у детей возникает и развивается потребность в общении со сверстниками. Воспитатель создает условия для содержательного и эмоционально насыщенного общения детей со сверстниками и взрослыми. Речь ребенка 5 лет особенно значима в игровой деятельности. Она служит для контакта со сверстниками и организации самой деятельности.
Дети пятого года жизни продолжают усваивать нравственные нормы и правила поведения. При этом внимание воспитателя к их поведению, его положительная оценка и поощрение имеют для ребенка большое значение. Приобретенный опыт общения со взрослыми и сверстниками, развитие движений, овладение предметными и орудийными действиями способствуют большой самостоятельности детей. В этом возрасте дети учатся поддерживать порядок в личных и общественных вещах, беречь их.
В среднем дошкольном возрасте задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания решаются и на занятиях, и в повседневной жизни.
64
Ha занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся»прежде всего c тем, что их непосредственно окружает, так как это необходимо для их жизни и деятельности. Воспитатель может давать детям несложные поручения, учит их обращаться к другим воспитателям и педагогам детского сада.
Однако окружение ребенка не ограничивается помещением детского сада и находящимися в нем людьми. Поэтому дети должны ориентироваться в ближайшем детскому саду окружении. С этой целью полезно совершать прогулки по соседним улицам, показывая детям объекты, могущие служить ориентиром: детский сад, магазин, жилой дом, школа, почта и др. Такие занятия способствуют развитию у детей наблюдательности, любознательности, познавательной активности. При этом обогащаются их представления об окружающем мире.
На занятиях с пятилетними детьми продолжается работа по развитию восприятия, мыслительных процессов – сравнения, выделения общих признаков и различий предметов, обобщения.
У детей развивается умение заниматься, они начинают осознавать, что воспитатель их учит, и точное выполнение его указаний позволит достигнуть необходимых результатов. Этому способствует начинающее формироваться произвольное внимание.
В ознакомлении детей с предметами и их качествами широко используются дидактические игры и игровые приемы в системе режимных занятий.
Усложняются задачи обучения рисованию, лепке, аппликации и конструированию.
Расширяются и возможности ознакомления детей с природой. Дети не только узнают объекты природы и ее явления, они могут обобщить их по усвоенным ими признакам: растения (например – деревья, цветы, овощи, фрукты), животные (кошка, собака, заяц, лиса и др.) Способствуют этому не только наблюдения, но и разнообразные дидактические игры, чтение книг, а также изобразительная деятельность, в которой дети отражают (как и в игре) впечатления об окружающем, в том числе и о природе.
Детей шестого и седьмого годов жизни объединяют в старший дошкольный возраст. Дошкольники этого возраста стали более самостоятельны, расширился их жизненный опыт, благодаря оздоровительным мероприятиям они стали крепче, движения их более развиты и разнообразны.
Подвижные игры в этой возрастной группе детей, как и в предыдущих, являются важным средством физического развития ребенка.
65
Однако содержание игр усложняется) и по видам движений, и по сюжетному содержанию (вводятся игры с большим количеством ролей).
Творчество детей в подвижных играх развивается и в этом возрасте. Для этого выбираются специальные игры, в которых дети должны придумать позу, в которой останавливается движение (типа «Море волнуется», «Сделай как я»), придумать развитие сюжета и т. д.
В утренние часы и на вечерней прогулке воспитатель должен стимулировать самостоятельные подвижные игры детей с предметами – мячами, кеглями, обручами, скакалками и др. В процессе подвижных игр решаются многие воспитательные задачи: нравственные, умственного развития, художественно-эстетические, гигиенические, физического развития.
У детей шестого года жизни продолжают формироваться навыки вежливого поведения: их учат вежливо, приветливо здороваться и прощаться, обращаться с вопросами, просьбами, учат предлагать помощь, уступать место и т. д. В этом процессе большое значение имеет пример взрослых, поэтому важно единство позиции педагогов детского сада и родителей.
У детей этого возраста необходимо воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к нему и связанное с этим бережное отношение ко всему, что создано руками человека. Детей, прежде всего, знакомят с трудом близких людей: сотрудников детского сада, родителей и других членов семьи. Позднее дети знакомятся с людьми, производящими продукты питания, изготавливающими мебель, одежду. Для этого используются непосредственное наблюдение, чтение литературы, беседы.
Систематично обогащаются знания и представления детей о природе, о разнообразии ее явлений, дети подводятся к пониманию причинно-следственных связей. Дети старшей группы активно включаются в трудовые процессы по уходу за растениями и животными, в труд на огороде, в цветнике.
Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет работа по развитию речи, в частности по обучению детей грамоте. Дети учатся правильному, литературному произношению слов, правильному ударению. Вся работа по ознакомлению с окружающим, чтению и рассказыванию, изобразительной деятельности, музыке способствует обогащению словаря детей, развитию связной речи.
66
Разучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, пересказ их детьми подводит к самостоятельному сочинению сказок, рассказов, к творчеству.
Движения детей седьмого года жизни характеризуются осознанностью, координированностью, точностью, уверенностью, более высоким уровнем трудности. Поэтому руководство физкультурными занятиями должно быть направлено на дальнейшее развитие у детей умения понимать, принимать и выполнять учебную задачу, стремления добиваться хорошего качества движений. В этом возрасте детей интересует, как они выполняют то, или иное движение. Поэтому следует вводить повторение движений, чтобы дети могли корректировать их, добиваться большей точности, легкости.
Целесообразно включать в занятия соревновательные элементы, в процессе которых не только отрабатываются качества движений: смелость, выносливость, чувство товарищества, доброжелательность и др.
На специальных занятиях дети усваивают общественно-исторический опыт предшествующих поколений. Ознакомление с окружающим позволяет дать им знания и представления о природе, о деятельности человека по ее охране, о жизни людей, их труде, обычаях, традициях, взаимоотношениях. Занятия по развитию речи обогащают словарь детей, развивают связную речь, формируют речевое творчество. Занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию способствуют овладению художественно-творческими видами деятельности, в процессе которых у детей развиваются эстетические представления, формируются специальные навыки и умения, развивается эстетический вкус, художественные способности. Занятия по формированию элементарных математических представлений способствуют развитию мышления детей.
На всех этих занятиях осуществляется подготовка детей к школе. Сюда входит психологическая подготовка (формирование психологических качеств, необходимых ребенку для последующего обучения в школе: развитие памяти, внимания, сосредоточенности, умения спокойно переключаться с игры на систематические занятия и др.), предметная подготовка по математике, чтению, письму, рисованию, ручному труду и т. д.), формирование компонентов учебной деятельности
67
умения понимать и принимать учебную задачу, освоение способов учебной деятельности, овладение действиями контроля и оценки).
Таким образом, к концу пребывания в детском саду дети приобретают знания, качества личности, у них развиваются психические процессы, формируются навыки и умения, необходимые для обучения в школе.
К седьмому году жизни дети уже осмысленно управляют своим поведением и способами общения, замечают настроение родителей и близких взрослых людей, умеют сдерживать себя, активно включаются в деятельность. Главные новообразования у детей этого возраста – проявление самостоятельности, познавательная активность, уважение к самому себе, интерес к учебной деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику новорожденного.
2. Опишите деятельность родителей по уходу за новорожденными.
3. Каковы «приобретения» младенца в первый год жизни?
4. Охарактеризуйте деятельность родителей и воспитателей по уходу за ребенком первого года жизни и его воспитанию.
5. Каковы итоги развития ребенка второго года жизни?
6. Опишите педагогическую деятельность по воспитанию ребенка второго года жизни. Охарактеризуйте кризис трех лет и поведение родителей, направленное на его преодоление.
8. Опишите общее и различное в воспитании детей от трех до семи лет.
9. Каковы направления подготовки детей к школе?
68
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература