logo
Болотина,Баран,Комарова Дошкольная педагогика

Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки

В современных условиях развития общества педа­гогическая наука сосредотачивает внимание на приоб­щении детей к общечеловеческим ценностям. Среди этих ценностей ведущее место занимают нравственные, культурные и образовательные. Это прежде всего гума­низм, добро, любовь к ближнему, почитание матери и отца, стремление к знаниям, трудолюбие, ответствен­ность, дисциплинированность. В последние годы целый ряд ученых к общечеловеческим ценностям относят – Отечество, семью, человека и его здоровье, достижения науки и культуры, труд, образование. Всякая ценность объективна, так как она складывается в процессе соци­ально-исторической практики. Важно отметить, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с прогрессом развития общества.

Все эти общечеловеческие ценности становятся побудителями к определенным действиям только в том случае, если они осознаются и принимаются личнос­тью, становятся ее убеждениями и стимулируют ее деятельность. В связи с этим задачи дошкольной педаго­гики можно рассматривать, как организацию процесса воспитания по осознанию ребенком значимости обще­человеческих ценностей.

Задачи дошкольной педагогики как составной ча­сти общей педагогики обязательно учитывают законо­мерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом важно помнить, что дошкольное дет­ство – это уникальный период, в котором закладыва­ются основы развития и формирования личности ребенка. Дошкольная педагогика решает такую задачу, как определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп.

24

На каждом возрастном этапе ребенка важно обес­печить разностороннее и полноценное его развитие, как в условиях дошкольного образовательного учреж­дения, так и в семье. Дошкольная педагогика на осно­ве психолого-педагогической характеристики ребенка определенного возрастного развития конкретизирует содержание развития и формирования личности, на­учно обосновывает приемы и средства воспитания и обучения детей.

Согласно точке зрения Л.С. Выготского, при пере­ходе от возраста к возрасту растут и качественно из­меняются не только отдельные психологические фун­кции, но и их соотношение, структура. При этом психические функции растут и развиваются неравно­мерно. Для каждой из них существует свой период оптимального развития, каждый возрастной этап характеризуется специфической структурой личности.

Л.И. Божович, развивая мысль Л.С. Выготского, показала, что на каждом возрастном этапе возникают не только новообразования в сознании детей, но и специфические личностные новообразования, которые характеризуют новый этап в развитии ребенка.

Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития». Это понятие позволяет связать в единое целое процесс психического развития ребенка, формирование его личности и воздействие окружающей среды в конкретно-психологическом возрастном плане.

Дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными, кроме того появились новые типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Особенно популярными у родителей являются учреж­дения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующие общие образовательные про­граммы дошкольного и начального образования.

В связи с появлением новых видов дошкольных образовательных учреждений, перед дошкольной педа­гогикой встает задача – обосновать основные направ­ления работы дошкольных учреждений по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

25

Преемственность между дошкольным и началь­ным общим образованием обеспечивается по следую­щим направлениям: развитие любознательности у вос­питанников дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей уже в млад­шем школьном возрасте; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося; развития коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из направле­ний учебной деятельности. Таким образом, дошколь­ная педагогика должна обосновать направления пре­емственности, определить наиболее эффективные формы совместной деятельности дошкольников и младших школьников.

В настоящее время для дошкольных образователь­ных учреждений разного вида разработаны специальные программы образовательно-воспитательной работы с дошкольниками. Но, к сожалению, нет преемственности в содержании программ для дошкольников и учащихся начальных классов.

Дошкольная педагогика ставит перед собой зада­чу – научно обосновать преемственность в содержа­нии образовательной деятельности дошкольных уч­реждений и начальных классов школы. Эта задача довольно сложная и на протяжении развития дошколь­ной педагогики как науки всегда являлась актуальной. В настоящее время для решения этой задачи должны быть объединены усилия ученых по дошкольной педа­гогике и педагогике начального обучения.

В практической работе педагогических коллекти­вов дошкольных образовательных учреждений исполь­зуются различные программы и учебно-методические пособия. Перед дошкольной педагогикой ставится за­дача – научно обосновать технологию и методику использования вариативных программ в образова­тельно-воспитательной работе с дошкольниками различных возрастных групп. К работе по вариативным программам обязательно-должен быть готов воспита­тель дошкольного образовательного учреждения. Такая работа проводится с педагогическими коллективами на специальных научно-методических семинарах, на курсах повышения квалификации и т.п.

26

Образование и воспитание детей дошкольного возраста в современном обществе обязательно пред­полагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальный подход как принцип обучения и вос­питания в современной теории педагогики называется личностно-ориентированным. Отсюда ясно, что до­школьная педагогика ставит перед собой задачу – разработать содержание и технологию личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании детей на каждой возрастной ступени развития.

Дошкольная педагогика стремится разработать такую методику и технологию образовательно-воспи­тательного процесса, которая бы обеспечила форми­рование нравственных качеств личности дошкольни­ков. Отсюда и вытекает задача – дать характеристику нравственных качеств, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.

В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятель­ным компонентом педагогического процесса. Задача дошкольной педагогики состоит в разработке содер­жания и методов развития, экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, пре­емственности и систематичности этой работы.

Педагогический процесс имеет три функции: обра­зовательную, воспитательную, развивающую. Эти функ­ции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие мышления и познавательных способностей. Задача дошкольной педагогики – разрабатывать более эффективные тех­нологии реализации названных функций в процессе работы воспитателя с детьми различных возрастных групп. На решение этой задачи направлены усилия многих педагогов-исследователей, которые разрабатыва­ли различные варианты программ для дошкольных об­разовательных учреждений. Во многих регионах РФ проводится экспериментальная работа, даются теорети­ческие выводы и методические рекомендации.

Таковы наиболее важные задачи дошкольной пе­дагогики.

27

Задания для самостоятельной работы

1. С чем связано выдвижение задач развития до­школьной педагогической науки?

2. Раскройте понятие «личностно-ориентированная педагогика».

3. Раскройте функции образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

4. Почему перед дошкольной педагогикой поставле­на задача, связанная с экологическим воспитани­ем детей дошкольного возраста?

5. Как вы считаете, достаточна ли подготовка до­школьных работников на стадии обучения в выс­ших и средних учебных заведениях для реализа­ции задач развития дошкольной педагогики?

6. Приведите примеры из литературы или опыта работы по организации процесса нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольно­го образовательного учреждения, в семье и соци­уме.

28