Глава 15. Игра в жизни дошкольника
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Могучую силу игры отмечал Я.А. Коменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию. В разные периоды жизни нашего Отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события и факты. Так, в 30-е годы они играли в «папанинцев», а уже в 60-е – в «космонавтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.
Игра – это особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых ситуациях. Кроме того игра – самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же выбирая партнеров. В последнем случае дети придумывают сюжет игры, правила, распределяют роли и намечают ее окончание с определенным результатом.
157
Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь.
По инициативе педагогов и воспитателей чаще всего организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие ребенка. Дидактические игры проводятся как в специально отведенное время на занятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Это могут быть игры с одним словом или несколькими словами, сочинение устных рассказов о любимых игрушках и т. д. Дети любят игры – ответы на вопросы воспитателя: «Где лежат вещи?», «Какие животные живут в лесу?», «Какие овощи можно есть сырыми? » К ответам на такие вопросы детей готовят, а затем учат рассказывать о лесе, животных, сказочных героях, героях мультфильмов и т. д.
Дидактические игры можно проводить со всей группой во время учебных занятий, а можно поиграть и с подгруппами. Так, программа «Радуга» рекомендует для детей 5-ти лет игру «Садовник и цветы», которая проводится с небольшой группой детей (5 – 6 человек). Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с некоторыми явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свою речь.
Обязательными элементами дидактических игр являются следующие: отражение содержания учебного материала, выделение задач игры, наличие правил, определенные действия играющих, подведение итогов игры, объявление ее конечного результата. Дидактические игры носят обучающий характер и по своему основанию и действиям играющих не должны отвлекать ребенка от главного – освоения и закрепления определенных новых или повторения уже известных знаний. Если с детьми на занятиях проводится дидактическая игра, направленная на освоение таких понятий, как «величина», «больше», «меньше», то подбираются задания, связанные с этими понятиями.
158
Например, детей просят подобрать мишкам разной величины одежду соответствующего размера. Каждый ребенок берет мишку-игрушку и среди предложенных вещей находит нужную шубку, штаны, рубашку. Это игра для детей младшего дошкольного возраста. Чем старше дети, тем сложнее и дидактические игры.
В среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактических играх, а учатся сравнивать предметы по цвету, размеру, назначению, т. е. группируют их на основе определенных общих признаков. Дидактические игры с детьми среднего дошкольного возраста, опирающиеся на их потребность фантазировать, способствуют развитию воображения, творчества. В процессе игры ребенок учится объяснять свои действия в ходе игры и анализировать ее результат.
В практике работы воспитателей различают дидактические игры с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные, музыкальные.
Авторы базисной программы развития ребенка «Истоки» предлагают свой подход к классификации игр. В основе этой классификации лежит представление об инициаторе игры. В связи с таким подходом предлагаются три класса игр:
• игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные игры;
• игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, – организованные игры;
• игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, – народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей.
Первый класс игр подразделяется на игры сюжетно-отобразительные, режиссерские, театрализованные, игры - экспериментирование. Считается, что это наиболее продуктивные игры для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, для возникновения новых видов деятельности.
Второй класс включает в себя игры обучающие. Именно в эту группу входят и дидактические игры.
Третий класс – традиционные или народные игры.
159
Исторически сложилась и давно известна еще одна классификация игр дошкольников:
• сюжетно-ролевые;
• игры со строительным материалом;
• театрализованные;
• подвижные;
• спортивные;
• музыкально-дидактические.
Все изложенные классификации, несмотря на различие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошкольном учреждении. А для этого необходимо активное участие воспитателей и педагогов в играх. Взрослый в этом случае может быть главным в игре (что характерно для игр с детьми младшего и среднего возраста) или же выполнять роль старшего в совместной с детьми игре. В последнем случае его роль в игре не главная – инициатива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направляет ее в русло воспитательного воздействия. При этом решаются и задачи сотрудничества.
Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь – научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей.
Дети ставят задачу – построить город «Счастья». Распределяются роли, устанавливаются правила игры. Одно из правил, которые предложили дети, – не строить темные дома. Все дома должны быть светлые и радостные. Закончить игру дети решили праздником «Наш любимый город». Конечно, детской фантазии недостаточно для такой игры, нужен и определенный жизненный опыт. И здесь подключается воспитатель. Он тактично подсказывает, каким должен быть город «Счастья» и как можно провести праздник в этом городе.
Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т.д. Главное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.
160
Часто воспитатель сталкивается с тем, что дети совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре: не могут предложить ее тему, часто ссорятся при определении сюжета игры, ее правил. Все это ставит воспитателя или педагога в позицию тактичного, вдумчивого руководителя, а затем и участника самой игры.
Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней). Такую игру можно назвать сюжетно-ролевой с продолжением. К длительной игре необходимо готовиться. Дети предлагают сюжет игры. Он уточняется, а затем ребятам дается возможность подумать, что потребуется для этой игры. В оформлении такой игры могут помочь родители. Сюжетно-ролевая игра характерна для детей 5 – 6 лет.
Главная задача воспитателя – насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.
Дети очень любят игры со строительным материалом. Их привлекает работа с песком, снегом, строительными кубиками. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек.
Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективной игры, ее пользу. В детском саду для строительных игр создаются специальные условия: оборудуется место для игры, подбирается набор игрушечно-строительного материала и т. д. Воспитатель помогает детям изобразить на бумаге замысел будущей стройки, учит детей, особенно младшего возраста, собирать детали, крепить их, эстетически оформлять.
В своем дневном или недельном плане воспитатель продумывает для каждой возрастной группы приемы формирования у детей положительных эмоций от совместной деятельности.
161
Это может быть похвала, слова благодарности за интересные предложения, подбор четверостиший о построенном объекте.
В последние годы особенно возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм. Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками и взрослыми, способствуют запоминанию основного содержания литературного произведения. Воспроизведя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные характеристики персонажей – хитрость, жадность, щедрость и т. п. Все эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, способствуют нравственному и эстетическому развитию.
Подбираться произведения для театрализованных игр должны очень внимательно. Нужно учитывать наличие интересных диалогов, число героев, динамику действий, т.е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.
Первое время эти игры требуют руководства со стороны воспитателя. Он учит детей диалогу, перевоплощению в героя. Выбранное литературное произведение несколько раз читается детям, затем разыгрываются только отдельные фрагменты. Дети воспроизводят речь героев, работают с куклами, игрушками. Особенно успешно театрализованные игры проводятся в настольном, теневом и кукольном театрах.
Заслуживают внимания театрализованные игры, связанные с народными традициями: обыгрывание песен-потешек, частушек, исполнение ролей героев народных праздников.
Театрализованные игры – сложный вид деятельности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным особенностям дошкольников.
Для решения задач физического воспитания педагоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры.
162
Эти игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формируют умения, смекалку. Дети осваивают ритмические движения в такт мелодии, соревнуются в скорости и т. д. Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Любые игры требуют музыкального сопровождения. Но к специальным музыкальным играм относятся хороводы, игры-импровизации, ритмические игры. Особенно дети любят хороводные игры, так как в них они учатся не только узнавать мелодию, но и петь, воспроизводить звуки отдельных музыкальных инструментов для перестроения, для начала новой песни или нового ритмического движения.
Музыкальные игры развивают у детей умение узнавать музыку, ее темп, характер, ритм. Задача воспитателей – в процессе игры научить детей слушать музыкальное сопровождение и получать эмоциональный настрой от жанра музыки. С помощью музыкальных игр воспитывается эстетическое отношение детей к действительности, формируется и развивается их музыкальность.
Вся работа проводится воспитателем совместно с музыкальным руководителем. Он организует групповые движения под определенную музыку, помогает разучивать хороводные песни и народные музыкальные игры.
Во всех играх, независимо от направленности или характера, всегда присутствуют игрушки. Игрушки – непременный спутник дошкольного детства. Задача педагогов – правильно, с учетом возрастных особенностей детей подобрать игрушки.
Все детские игрушки можно разделить на образные, технические, строительные материалы, спортивные, музыкальные, театральные. В настоящее время дети особенно увлекаются электронными игрушками.
В методике использования игрушек главное – не их изобилие, а необходимость и глубокое знакомство с каждой новой игрушкой. В процессе знакомства с игрушкой дети с помощью воспитателя не только ее рассматривают, но и думают, где, в какой игре ее можно использовать. Детей приучают ухаживать за игрушками, после игры убирать каждую игрушку на отведенное ей место.
163
В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы отводится время для игры, и его нельзя ничем заменить. Наиболее длительное время для игры отводится на прогулке. Часто игры бывают смешанного вида. Строительные игры могут сочетаться с сюжетно-ролевыми, а подвижные с театрализованными. Все игры носят познавательный и развивающий характер.
В российской системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста сложились хорошие традиции в использовании разнообразных игр в различные режимные моменты деятельности детей в детском саду.
Появление нового поколения программ дошкольных образовательных учреждений требует нового взгляда на игру детей и создание новых технологий ее использования. Новые педагогические технологии игры должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, способствовать развитию речевой и умственной активности детей. Все это должно быть направлено на личностно-ориентированное общение с ребенком. Содержание занятий и другие формы работы с воспитанниками обогащается при этом разнообразными играми, инсценировками, создавая атмосферу положительного эмоционального насыщения.
Таким образом, говоря об игре как основном виде деятельности дошкольников, следует подчеркнуть, что воспитатель не должен сводить работу с детьми только к одной форме – занятию, как это часто еще имеет место. Развитие, воспитание и обучение детей обязательно должно сочетаться с игрой.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскройте игру как ведущий вид деятельности дошкольников.
2. Классификация игр дошкольников.
3. Проследите как изменяются виды игр при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
4. Место воспитателя в играх детей.
164
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература