Глава XII. Воспитание ума
Странные понятия сложились у нас, даже в интеллигентной среде, об умственном развитии дитяти дошкольного возраста! В то время когда элементарные понятия о гигиене и о физическом уходе за детьми более или менее вошли в плоть и кровь образованных людей русского общества, необходимость умственного развития детей дошкольного возраста или совершенно отрицается, или каждый ведет его, как кому Бог на душу положит.
– Ах, какой он понятливый! представьте, сегодня... – говорит мать каждому гостю, и при этом начинается исчисление всех премудростей дитяти. «Смотрите, не переучите», – глубокомысленно замечают. И в силу того, что детей можно переучить, переутомить, их совсем не развивают, хотя развитие и переучивание ничего общего между собой не имеют. И никому не приходит при этом в голову, что ведь и перекормить можно, но всякий знает, что нельзя же из-за этого вовсе не кормить ребенка. Переутомление мозга действительно гибельно отражается на здоровье ребенка, но также гибельно может отразиться во всех сферах будущей деятельности человека отсутствие умственного развития в детстве. Да, наконец, почему же умственное развитие маленьких детей заслуживает со стороны воспитателей меньшего внимания, чем физический уход? Неужели духовная жизнь дитяти менее важна, чем его физическое благосостояние?
Что же следует подразумевать под умственным развитием дитяти? Дать разумное и соответственное возрасту содержание жизни – значит дать правильное, соответственное возрасту умственное развитие; оно не расстраивает здоровья, а укрепляет его, одновременно развивает нравственные свойства дитяти и
223
пробуждает в нем бодрое и веселое душевное настроение. Польза такого настроения особенно важна для маленьких детей, потому что запас их жизненных сил не велик и их жизненная энергия, впечатлительность и деятельность кровообращения преимущественно вызываются бодрым и радостным настроением.
Дать разумное содержание жизни дитяти дошкольного возраста – это уменье подыскать в обстановке не только человека зажиточного, но и бедняка – материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающею жизнью и природою. Этот материал должен быть доступен детскому возрасту, одинаково полезен для развития его ума и сердца, и должен укреплять его здоровье, должен давать ему добрые навыки в трудолюбии, самообладании и терпении и представлять в то же время приятное, занимательное и веселое времяпрепровождение.
Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными. Но таких результатов, разумеется, можно достигнуть лишь в том случае, если в ребенке нет уже прирожденной тупости или каких бы то ни было наследственных или благоприобретенных аномалий. Если воспитатель даст должное направление живости впечатлений ребенка и его стремлению к деятельности, приучит его употреблять с пользою для головы, рук и эстетического развития каждый упавший с дерева листок, каждый брошенный на землю прутик, деревянный обрубок, кусок бумаги, обрезок материи, такой питомец будет полезным и честным работником на всяком поприще деятельности, у такого будет развит широкий интерес ко всему окружающему, он наконец и впоследствии найдет в себе достаточно силы и энергии, чтобы в тяжелые минуты жизни уметь забываться в труде, а это поможет ему легче переносить горе, тяжкие утраты и жизненные неудачи, без которых немыслима жизнь разумного существа. При растлевающем влиянии современного общества, при бедности нашей житейской обстановки необходимо найти для детских игр и занятий материал, имеющий общечеловеческий смысл.
224
Детям, приученным с первых лет тяготиться праздностью, любить и уважать простой труд, не придется объяснять того, что и под сермягою, и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном.
По усмотрению: их следует брать из природы дитяти, вникая как в сущность его способностей, так и в условия его обстановки. Наблюдая природу дитяти, мы находим, что жизнь его проходит: 1) в игре, 2) в занятиях и 3) в постепенном совершенствовании органов внешних и внутренних чувств. Без участия воспитателя, без его уменья остановиться на характерных свойствах дитяти и дать им надлежащий толчок и направление, живость впечатления, творчество и другие психические способности вянут и глохнут.
Давая детям материал для их занятий и игр, нужно иметь в виду развитие трудолюбия и доброго, живого, веселого настроения духа, а также творчества, мыслительных способностей, эстетического вкуса и интереса к окружающему. Достигнуть этих целей, не усовершенствовав органы внешних чувств, невозможно. Забота о воспитании ума должна прежде всего заключаться в усовершенствовании органов внешних чувств и в воспитании процесса представлений; о первом же было сказано достаточно, второе должно заключаться в уменье наблюдать. В способность наблюдения входит запоминание наблюдаемого, уменье отличить в наблюдаемом существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычка делать из них правильные заключения и выводы. «Уменье наблюдать, – говорит один из талантливейших современных педагогов и психологов г. Каптерев, – включает довольно важные умственные элементы: запоминание, различение существенного и несущественного и навык осмотрительности, теоретической добросовестности при занятиях. Конечно, эти навыки и уменье не придут к человеку сами, их надобно привить себе, воспитать. Привитие же таких навыков возможно только рядом систематических упражнений, при которых намеченные элементы постоянно имеются в виду. Чем раньше начать привитие указанных интеллектуальных навыков, тем лучше. Поэтому еще в период семейного воспитания следовало бы класть прочную основу интеллектуальному развитию органов, тем более что
225
детское наблюдение обыкновенно характеризуется большою неточностью; дети поражаются внешними эффектными чертами явлений, бросающимися в глаза, и их усваивают, пропуская подчас главные: фантазию и действительность они перемешивают очень легко; прочность усвоения также оставляет желать многого».
При воспитании ума нужно всегда придерживаться следующих педагогических принципов: идти от более близкого к более отдаленному, от простого к сложному, от познания осязаемых предметов, т.е. от конкретного к отвлеченным понятиям, или к абстрактному. Сначала в каждом предмете ребенок замечает только самые выдающиеся признаки, затем воспитатель указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок постепенно внимательнее всматривается в предмет и мало-помалу уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. При этом более всего нужно стараться не сразу указывать на те или иные признаки, а лишь побуждать дитя открывать их.
При развитии наблюдательности не менее важное условие – последовательность, которой необходимо держаться, или точнее сказать, всегда соображать, когда и что предложить ребенку, когда и на что натолкнугь его наблюдательность. Для пояснения сказанного возьмем в пример летнюю прогулку: воспитатель не должен без разбора сообщать ребенку сведения о всех предметах, попадающихся по дороге, далеко не на всем останавливать его внимание: из встречающегося нужно уметь выбрать то, что ребенок может понять в данную минуту, на что и следует обратить его внимание.
Нужно помнить, что раньше, чем обратить внимание ребенка на отдельные признаки, он должен осязать, ощупать, осмотреть сам предмет. Если не обращать внимания ребенка на признаки предмета, в нем мало-помалу исчезает живость впечатления и он равнодушно проходит перед самыми характерными явлениями. <...>
Какое бы поприще деятельности ни избрал себе человек, умственное развитие всегда будет иметь для него огромное значение. Ничто так не скрашивает жизнь, не облагораживает душу, как умственный труд. <...>
226
Для того чтобы юноша не формально, а серьезно и основательно занимался в учебном заведении, подготовлял себя не только для диплома, но и для разумной жизни, для того, чтобы впоследствии он мог быть человеком с самостоятельною мыслью и имел возможность успешно заниматься какою бы то ни было умственной деятельностью, – пробудите в нем интерес к окружающему в период жизни дошкольного возраста. Если воспитатель не сумел сделать этого в ту пору, когда в ребенке только начинает пробуждаться наблюдательность к окружающему, имеющая такое громадное значение для психической жизни человека, то умственные способности ребенка постепенно притупляются, и, сделавшись школьником, он будет равнодушно смотреть на божий мир.
Желая умственно развить своего питомца, воспитатель не должен терять ни одного дня, благоприятного для прогулки с ребенком, для пробуждения в нем наблюдательности, внимания и интереса к природе. Если есть какая-нибудь возможность, пусть воспитатель отведет ребенку небольшой клочок земли, разобьет грядки и обрабатывает его сообща с ним в продолжение двух-трехлетних вакаций, а затем в последующие годы пусть ребенок лишь под руководством воспитателя, но уже более самостоятельно, занимается этим клочком земли. На этих грядках следует посеять и посадить все, что дозволяет климат, почва и возможность: семена ржи, овса, пшеницы, ячменя, гречихи, картофеля, бобов, гороху, различных цветов, морковь, репу и т.п. Ребенок должен сам поливать свои грядки, когда следует, выпалывать ненужную траву. Для гороха, бобов и различных цветов укажите ему, как следует устраивать подпорки, как подвязывать их на колышки, и пусть он ежедневно наблюдает, насколько подросло то или другое растение, насколько изменился его вид сравнительно с тем, чем оно было на прошлой неделе, месяц тому назад. Ребенок, однако, вовсе не должен специализироваться над своими грядками: воспитательница должна водить его на поля и луга, – пусть и там наблюдает растения; если он найдет где-нибудь такие, какие растут у него на грядках, пусть сравнивает, где они лучше растут.
Ребенка следует познакомить также с сельскими работами: с обработкою поля, с посевом, жатвою, косьбою, уборкою сена; при этом заставьте его хорошенько осмотреть плуг, борону, объясните цель и значение того и другого орудия, разумеется, самым элементарным образом и притом в такую пору его жизни, когда он может уже понимать это.
227
Пусть ребенок подолгу останавливает свое внимание на всех работах и смотрит, как и что делается. Но один, два раза посмотреть на такие работы не имеет смысла: нужно стараться настолько заинтересовать ребенка всем этим, чтобы его часто тянуло узнать, подвинулось ли дело вперед на лугу или в поле. При этом следует облегчить ребенку знакомство с рабочими, чтобы он имел возможность самостоятельно расспрашивать их о том, сколько у них детей, что каждый из них делает, задавать им вопросы относительно их работы. Пусть ребенок осматривает гнезда птиц, замечает их форму и цвет, материал, из которого они устроены, на дереве они свиты, в кустарнике или под крышею дома, и какой именно птице принадлежит то или другое гнездо. Пусть прислушивается, как птенчики пищат, присматривается, как высовывают они из гнезд свои головки, как прилетает мать кормить их, как они ее встречают. Если ребенок найдет птенчика, выпавшего из гнезда, пусть выкармливает его, приручает, заботится о нем. То же самое и относительно других животных: зайчиков, белок, кроликов, кошек, собак, галок, ворон, воробьев. Забота о животных и приручение их в высшей степени содействуют развитию сострадания [и дают возможность ребенку близко познакомиться с нравами и жизнью животных. Где возможно, пусть ребенок почаще ходит на скотный двор, наблюдает коров, телят, лошадей, свиней, гусей, кур, уток, индеек.
А какой бесконечно громадный мир для наблюдения представляет лес! Тут различные деревья, кустарники, папоротники, мхи, грибы, ягоды, цветы, трава, насекомые, муравьиные кучи. Тут и конца нет для бесед! Где возможно, пусть ребенок осматривает садовые работы. Пользуйтесь удобным случаем сводить ребенка на водяную мельницу, на рыбную ловлю, на постройку моста, изгороди, колодца, дома, избы, сарая, к печнику, когда он кладет печку. Во время гулянья ребенок не должен ничего оставлять без внимания: встретится на дороге камень, пусть с вашею помощью свернет его с места, покопает под ним землю прутиком, и, вероятно, дождевой червяк не заставит себя ждать. На берегу реки, озера или моря ребенок должен собирать камешки, раковинки, наблюдать волны, течение, цвет воды.
228
Зимою ребенок может наблюдать работы в.небольших и доступных его возрасту мастерских, если только посещение их не вредит его здоровью. Для него будет полезно и любопытно побывать у лудильщика, сургучника, стекольщика, кузнеца, столяра, сапожника и др. Относительно животных ребенок зимою ближе знакомится с своею собакою и кошкою, часто играет с котятами, наблюдает белку и двух, трех птичек, которых он выкормил и приручил летом. Дома ребенок может найти паутину, которая дает ему возможность производить наблюдения за пауком. Зимою ребенок тоже не должен забывать растений: приучайте его ухаживать за комнатными цветами, поливать их, заботиться о них, интересоваться ими. Притом и в зимнее время можно производить наблюдения над прорастанием семян ржи, ячменя, овса, гороха, бобов. Уже раннею весною можно нарезать прутьев нескольких деревьев, например, ивы, орешника, ольхи, березы, липы, вставить их в банку с водою и наблюдать, как распускаются почки, как вытягиваются побеги. Прутья иных деревьев, простояв в воде некоторое время, могут даже пустить придаточные корни. Весною, во время прогулок, ребенок может собирать личинки и куколки насекомых вместе с частями растений, на которых он их нашел; пусть поместит их в коробку и наблюдает превращение в бабочку.
Пусть не забывает также набирать во рвах и прудах головастиков, а затем точно так же следует наблюдать их превращение. На прогулках обращайте внимание ребенка на каждое животное, которое ему встретится, и направляйте его внимание так, чтобы он замечал его внешний вид, цвет, пищу, которой оно питается.
Во время подобных прогулок и бесед не должно забывать и того, что умственное развитие ребенка, в большинстве случаев, может идти рука об руку с эстетическим; обращайте внимание вашего питомца на блеск солнца и его закат, а также на то, как то и другое явление отражаются на окружающей природе; не упускайте случая полюбоваться вместе с ним местностями с роскошной растительностью, видом безбрежного моря, его могучими волнами, игрою в них солнечных лучей, красотою неба и облаков, от времени до времени принимающих такие фантастические формы, причудливо возвышающимися скалами и горами; не пропускайте без внимания ни дерева, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки, ни красивой божьей коровки, ни протекающего ручейка, ни капель дождя на листьях, когда они дрожат, как алмазы, и переливаются множеством цветов.
229
Пусть ваш питомец прислушивается и к песням рабочих в полях, и к пению и щебетанию птиц, и к журчанию ручейка; пусть вдыхает благоухание цветов и душистых растений.
Если только вы раскроете перед ребенком эту великую книгу природы и будете руководить им, он всею душою привяжется к окружающему миру и очень скоро начнет наблюдать не только совершенно самостоятельно, без всякого руководства с вашей стороны, но постепенно будет и вас наталкивать при наблюдении чудных картин и явлений природы на такие стороны, которые вы еще не сумели заметить или к которым до сих пор оставались равнодушными. При таком воспитании в ребенке прогрессирует интерес к природе, его любознательность и наблюдательность заметно растут с каждым днем. Что еще не интересовало на прошлой неделе, то сегодня доступно его пониманию и интересует его, манит и привлекает к себе его любознательность. Нужно подмечать эту постепенность развития, чтобы не наталкивать его на наблюдения преждевременные для его возраста и для степени его понимания.
Развитие маленького ребенка начинается с чувственных ощущений. Возьмем для примера цветок. В отношении к нему ребенок долго не подозревает, что растения можно располагать по родам и видам; его, также совсем, конечно, не интересует и физиология растений. Тем не менее ему нравится большой яркий цветок махрового мака, шиповника, георгины. Он кричит: «Большой, большой», или «славный», «красивый»! Следовательно, прежде всего его интересует форма и цвет. Вот и укажите пока лишь на форму и цвет тех растений, которые он встречает на своих грядках, в саду, в поле; кстати, он может узнать и названия некоторых из них. Таким образом, в первые годы, приблизительно с четырех-пяти лет, он будет отличать один цветок от другого лишь по форме и цвету. Затем он может начать рассматривать каждый цветок порознь, но и при этом вы должны указать лишь на самые главные части цветка: на корень, стебель, листики.
230
После этого он сравнивает эти части в самом общем их очертании у различных растений и лишь понемногу, медленно и постепенно переходит к некоторым другим подробностям. Далее он знакомится в наиболее крупных экземплярах с чашечкою, тычинками, пестиком, но это уже после восьмидесяти лет. В таком же роде и с такою же постепенностью нужно знакомить ребенка со всеми остальными явлениями природы, начиная с характерных признаков, наиболее доступных чувственному восприятию дитяти.
Таким образом, постепенно ребенок должен приучаться получать представления о каждом наблюдаемом предмете, знать его название, главные характерные признаки. После многих сделанных им наблюдений, зимой постарайтесь наводить его на воспоминания о прирученном летом животном, о насекомых, деревьях, растениях, – пусть таким образом он возобновляет в памяти свои воспоминания, пусть почаще восстают перед ним образы наблюдаемых предметов; при передаче же наблюдений совершенствуется дар слова, и к тому же он приучается к более точному определению предмета. Если воспитатель увидит из разговора с ребенком, что он плохо определяет предмет, вместо главных, характерных признаков выдвигает второстепенные, он должен вновь приохотить его наблюдать то же явление, пока оно не будет правильно усвоено им.
Наблюдать кошку, собаку, курицу ребенок начинает раньше всего, но эти наблюдения долго ограничиваются лишь тем, что он смотрит, как они едят, играют, бегают. Так и должно быть в продолжение первых двух-трех лет его жизни, но затем его следует приохотить присматриваться уже к отдельным частям животного. ...Продолжительные занятия с детьми дали мне возможность собрать огромный материал для наблюдений за детьми дошкольного возраста. Этого материала хватит не на один год, если принять во внимание и то, что параллельно с этим должны идти и другие занятия с детьми, а также самостоятельное наблюдение ребенка над прирученными животными и растениями.
Водовозова Е.И. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Книга д.т воспитателей. 7-е изд. перераб. и доп. СПб., 1913.
231
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература