logo
программа итоговой аттестаци

Тема 4.5. Саморазвитие и развитие дошкольника в познавательной деятельности

Особенности и актуальные проблемы познавательного саморазвития и развития ребенка.

Задачи интеллектуально-познавательного развития дошкольников. Роль интеллектуально-познавательной деятельности в психическом развитии и саморазвитии дошкольников.

Сущность сенсорного воспитания, его психолого-педагогические основы. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи сенсорного воспитания: формирование у детей обследовательских действий, системы сенсорных эталонов, умения самостоятельно применять их в познавательно-практической деятельности.

Содержание сенсорного воспитания, его этапы. Методика сенсорного воспитания детей разного возраста.

Познавательно-практическая деятельность, ее усложнение с возрастом детей, формы организации: стихийная, по собственной инициативе ребенка, организованная старшими детьми, взрослыми; совместная деятельность в форме сотрудничества ребенка и взрослого.

Специфика организации самостоятельной познавательно-практической деятельности и руководство ею.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Традиционные и современные взгляды на роль учебной деятельности в развитии ребенка и подготовке его к школе.

Особенности и уровни развития учебной деятельности дошкольников.

Обучение как средство интеллектуально-познавательного развития.

Дидактика как теория обучения и образования.

Дидактические принципы, их психолого-педагогическое обоснование, специфика использования в дошкольном учреждении.

Модели обучения, особенности их реализации и эффективность. Типы обучения дошкольников: прямое, проблемное, опосредованное.

Содержание современного дошкольного образования. Принципы отбора знаний для дошкольников.

Вопросы детей как показатель их познавательной активности.

Методы обучения детей дошкольного возраста, их классификация.

Наглядные методы и приемы обучения, их значение и психологическое обоснование.

Значение игровых методов и приемов обучения. Использование дидактических, компьютерных, интеллектуальных игр в процессе обучения.

Роль практических и проблемно-поисковых методов в обучении дошкольников. Экспериментирование, опыт, моделирование как методы обучения.

Место словесных методов и приемов обучения, их психологическое обоснование.

Формы организации познавательной деятельности детей: игровая, познавательно-практическая, трудовая деятельность. Индивидуальное общение, занятия и др. Соотношение индивидуальных, групповых, и фронтальных форм обучения.

Занятие как форма организации обучения. Типы и структура занятий. Специфика подготовки, организации и методика проведения занятий с детьми разного дошкольного возраста.

Поиск новых форм организации обучения на занятиях и вне их с целью максимального учета интересов, способностей и возможностей каждого ребенка.

Инновационные формы обучения. Использование инновационных и современных образовательных технологий на занятиях и вне их.

Сущность понятия «образовательная технология». Соотношение понятий «технология обучения и воспитания» и «методика обучения и воспитания». Современные технологии в дошкольном образовании: игровые, проблемные, развивающие, информационные, ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и др., их общая характеристика.

Роль семьи в интеллектуально-познавательном развитии ребенка.