logo
программа итоговой аттестаци

Тема 1.5. Развитие, воспитание и социализация личности

Человек как наивысшая ценность. Биосоциальная природа человека. Человек – личность.

Научные подходы к сущности процесса развития личности. Основные направления и сферы развития личности

Трактовка понятия «социализация» в зарубежной и отечественной теории.

Социализация как процесс включения индивида в жизнь общества, вхождение в систему социальных отношений, усвоение социальных ценностей, ролей и норм поведения, самореализации.

Этапы социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Двухсторонность процесса социализации. Ее формы – стихийная и направленная.

Проблема факторов развития и социализации личности в современной педагогике. Биологические и социальные факторы развития и социализации личности: наследственность, микро-, мезо-, макросреда, воспитание. Саморазвитие и самовоспитание как факторы развития и социализации личности. Спонтанное участие ребенка-дошкольника в становлении своей личности.

Развитие и социализация как процесс и результат взаимодействия внутренних и внешних факторов. Влияние внешних факторов на ребенка через его внутренний мир.

Активность личности как условие ее самореализации. Роль деятельности в развитии и социализации личности ребенка. Понятие ведущей деятельности.

Возрастная периодизация развития личности. Современные подходы к периодизации.

Ориентация в воспитании и обучении на личность ребенка, на его индивидуальные, возрастные и половые особенности, «зоны актуального и ближайшего развития» (Л. Выготский), учет сензитивных и кризисных периодов в развитии ребенка.

Роль личности взрослого в воспитании и развитии ребенка.