logo
программа итоговой аттестаци

Тема 6.1. Ребенок и семья. Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Семья как основа общества и институт социализации ребенка.

Традиции народной семейной педагогики.

Функции семьи.

Кризис современной семьи (экономический, духовный, демографический, социальный), снижение ее педагогического потенциала. Необходимость психолого-педагогической помощи и социальной защиты семьи.

Типы семей. Разные подходы к их типологии.

Условия реализации воспитательных возможностей семьи, ее педагогического потенциала: духовная общность, ответственность, образованность и психолого-педагогическая компетентность родителей; культура быта семьи; авторитет и личный пример родителей; разумная любовь к ребенку; благоприятный психологический микроклимат, стиль семейного воспитания, положение ребенка в семье; личностно-ориентированная модель отношений, сохранение традиций народной педагогики и т.д.

Типовые трудности и ошибки родителей. Проблемы воспитания дошкольника в семье.

Взаимосвязь семьи и детского сада как фактор поступательного развития ребенка. Уникальный вклад каждого института воспитания в становление личности ребенка. Разнообразие взглядов на роль семейного и общественного воспитания. Переосмысление отечественной наукой роли семьи и детского сада. Приоритет семьи в воспитании детей. Необходимость гармоничного соединения влияния семьи и детского сада на становление личности ребенка. Важность их сотрудничества, невозможность взаимозаменяемости.

Сотрудничество детского сада и семьи как условие повышения ее педагогического потенциала.

Задачи взаимодействия дошкольного учреждения с семьей: информационные, образовательные, исследовательские, коррекционные.

Виды связи между семьей и дошкольным учреждением: детский сад – семья, семья – детский сад, партнерство. Этапы включения родителей в партнерское взаимодействие.

Методы изучения современной семьи.

Формы взаимодействия детского сада и семьи. Поиск новых форм сотрудничества.

Индивидуальный и дифференцированный подход к взаимодействию с родителями. Учет уровня их образованности, культуры, психолого-педагогической компетентности, интересов, способностей, условий и проблем воспитания ребенка. Специфика взаимодействия с «трудными» семьями, семьями «группы риска».

Преобразование дошкольного учреждения в открытый социально-педагогический комплекс, центр помощи родителям, дети которых воспитываются дома.

Практика семейного воспитания и взаимодействия дошкольных учреждений с семьей за рубежом.