logo
программа итоговой аттестаци

Тема 4.3. Саморазвитие и воспитание личности дошкольника в игре

Игра как феномен культуры и основной вид деятельности дошкольника.

Происхождение игры в истории цивилизации. Теории исторического возникновения игры, связи игры и труда В. Вунта, Г. В. Плеханова, Д. Б. Эльконина.

Игра кА самоценная деятельность дошкольника, ее роль в развитии и социализации личности ребенка.

Проблема игры как средства воспитания и обучения в зарубежной и отечественной педагогике.

Взгляды отечественных и зарубежных педагогов на игру как средство самопознания, саморазвития, самообучения и самореализации детей.

Использование игры как средства диагностики, коррекции и психотерапии в современных дошкольных учреждениях.

Разнообразие детских игр. Классификация детских игр по педагогическому значению, по отражению в них сфер человеческой деятельности, по возрастному признаку, по степени творческих проявлений детей, по своеобразию правил, по характеру объединения детей.

Современная классификация игр.

Творческие игры, их особенности и разновидности (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

Основные факторы возникновения творческих игр: стремление ребенка к активности, самостоятельности, свободного взаимодействия в детском объединении; удовлетворение потребности в самореализации, реализации жизненных и художественных впечатлений.

Сюжетно-ролевые игры, их своеобразие. Структура сюжетно-ролевой игры, ее основные компоненты.

Этапы развития сюжетно-ролевых игр. Мотивы выбора тематики игр в зависимости от возраста и ступени развития детей.

Педагогические условия развития творческой сюжетно-ролевой игры.

Проблема руководства сюжетно-ролевыми играми в зарубежной и отечественной педагогике.

Традиционные и современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр детей разного возраста. Выявление и развитие игровых интересов детей, обогащение их впечатлениями. Использование наглядных моделей, разных способов построения игры.

Прямые и косвенные методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми. Участие воспитателя в играх дошкольников разного возраста.

Формирование культуры игровой деятельности: умения самостоятельно выбирать тематику игр, согласовывать ее с партнерами; планировать сюжет, распределять роли с учетом интересов и желаний каждого участника; создавать предметно-игровую среду.

Поддержка желаний детей соединять сюжетно-ролевую игру со строительством, конструированием, развитие их конструктивных способностей.

Роль воспитателя как советчика, помощника, партнера, организатора в играх, ее обусловленность индивидуальными особенностями, возрастом детей и уровнем их игровой деятельности.

Стимулирование активности детей, свободы, непосредственности их поведения. Создание атмосферы эмоционального комфорта. Проявление и развитие индивидуальности ребенка в игре.

Формирование игровых и реальных взаимоотношений. Использование сюжетно-ролевой игры с целью оптимизации статуса воспитанников в детском обществе, усвоение ими норм социального поведения.

Театрализованные игры, их своеобразие и педагогическая ценность. Виды театрализованных игр, их классификация.

Условия развития театрализованных игр в дошкольном учреждении и семье.

Особенности театрализованных игр детей разного возраста и руководство ими.

Подбор литературных произведений, ознакомление с ними детей. Этапы работы над произведением. Развитие творческих способностей детей в процессе работы над образами героев.

Участие детей в оформлении игры, создании игрового пространства.

Роль воспитателя (как режиссера, сценариста, артиста, зрителя) в процессе руководства театрализованными играми детей разного возраста. Связь театрализованных игр с другими видами самостоятельной художественной деятельности детей, с сюжетно-ролевой игрой.

Дидактические игры, их своеобразие. Структура дидактических игр.

История возникновения и создания дидактических игр в народной и научной педагогике. Современные системы дидактических игр.

Классификация дидактических игр. Виды игр по используемому материалу, содержанию, дидактическим задачам (сенсорные, математические и др.), степени самостоятельности детей (автодидактические и др.), авторской принадлежности (авторские, народные) и т. д.

Место дидактических игр в педагогическом процессе современного дошкольного учреждения. Дидактическая игра как средство развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста, диагностики и коррекции.

Место дидактических игр в педагогическом процессе современного дошкольного учреждения. Методика руководства дидактическими играми детей разного дошкольного возраста.

Игрушка, ее воспитательно-образовательная ценность. История возникновения и создания игрушки. Классификация игрушек. Современные виды игрушек, их характеристика.

Народная игрушка, ее художественные и педагогические возможности. Особенности белорусской народной игрушки, ее основные виды и функции.

Педагогические, художественные и гигиенические требования к игрушкам. Подбор игрушек для детей разного дошкольного возраста.

Методика внесения новой игрушки.