Тема 4.3. Саморазвитие и воспитание личности дошкольника в игре
Игра как феномен культуры и основной вид деятельности дошкольника.
Происхождение игры в истории цивилизации. Теории исторического возникновения игры, связи игры и труда В. Вунта, Г. В. Плеханова, Д. Б. Эльконина.
Игра кА самоценная деятельность дошкольника, ее роль в развитии и социализации личности ребенка.
Проблема игры как средства воспитания и обучения в зарубежной и отечественной педагогике.
Взгляды отечественных и зарубежных педагогов на игру как средство самопознания, саморазвития, самообучения и самореализации детей.
Использование игры как средства диагностики, коррекции и психотерапии в современных дошкольных учреждениях.
Разнообразие детских игр. Классификация детских игр по педагогическому значению, по отражению в них сфер человеческой деятельности, по возрастному признаку, по степени творческих проявлений детей, по своеобразию правил, по характеру объединения детей.
Современная классификация игр.
Творческие игры, их особенности и разновидности (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
Основные факторы возникновения творческих игр: стремление ребенка к активности, самостоятельности, свободного взаимодействия в детском объединении; удовлетворение потребности в самореализации, реализации жизненных и художественных впечатлений.
Сюжетно-ролевые игры, их своеобразие. Структура сюжетно-ролевой игры, ее основные компоненты.
Этапы развития сюжетно-ролевых игр. Мотивы выбора тематики игр в зависимости от возраста и ступени развития детей.
Педагогические условия развития творческой сюжетно-ролевой игры.
Проблема руководства сюжетно-ролевыми играми в зарубежной и отечественной педагогике.
Традиционные и современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр детей разного возраста. Выявление и развитие игровых интересов детей, обогащение их впечатлениями. Использование наглядных моделей, разных способов построения игры.
Прямые и косвенные методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми. Участие воспитателя в играх дошкольников разного возраста.
Формирование культуры игровой деятельности: умения самостоятельно выбирать тематику игр, согласовывать ее с партнерами; планировать сюжет, распределять роли с учетом интересов и желаний каждого участника; создавать предметно-игровую среду.
Поддержка желаний детей соединять сюжетно-ролевую игру со строительством, конструированием, развитие их конструктивных способностей.
Роль воспитателя как советчика, помощника, партнера, организатора в играх, ее обусловленность индивидуальными особенностями, возрастом детей и уровнем их игровой деятельности.
Стимулирование активности детей, свободы, непосредственности их поведения. Создание атмосферы эмоционального комфорта. Проявление и развитие индивидуальности ребенка в игре.
Формирование игровых и реальных взаимоотношений. Использование сюжетно-ролевой игры с целью оптимизации статуса воспитанников в детском обществе, усвоение ими норм социального поведения.
Театрализованные игры, их своеобразие и педагогическая ценность. Виды театрализованных игр, их классификация.
Условия развития театрализованных игр в дошкольном учреждении и семье.
Особенности театрализованных игр детей разного возраста и руководство ими.
Подбор литературных произведений, ознакомление с ними детей. Этапы работы над произведением. Развитие творческих способностей детей в процессе работы над образами героев.
Участие детей в оформлении игры, создании игрового пространства.
Роль воспитателя (как режиссера, сценариста, артиста, зрителя) в процессе руководства театрализованными играми детей разного возраста. Связь театрализованных игр с другими видами самостоятельной художественной деятельности детей, с сюжетно-ролевой игрой.
Дидактические игры, их своеобразие. Структура дидактических игр.
История возникновения и создания дидактических игр в народной и научной педагогике. Современные системы дидактических игр.
Классификация дидактических игр. Виды игр по используемому материалу, содержанию, дидактическим задачам (сенсорные, математические и др.), степени самостоятельности детей (автодидактические и др.), авторской принадлежности (авторские, народные) и т. д.
Место дидактических игр в педагогическом процессе современного дошкольного учреждения. Дидактическая игра как средство развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста, диагностики и коррекции.
Место дидактических игр в педагогическом процессе современного дошкольного учреждения. Методика руководства дидактическими играми детей разного дошкольного возраста.
Игрушка, ее воспитательно-образовательная ценность. История возникновения и создания игрушки. Классификация игрушек. Современные виды игрушек, их характеристика.
Народная игрушка, ее художественные и педагогические возможности. Особенности белорусской народной игрушки, ее основные виды и функции.
Педагогические, художественные и гигиенические требования к игрушкам. Подбор игрушек для детей разного дошкольного возраста.
Методика внесения новой игрушки.
- Пояснительная записка
- Содержание дисциплины Введение
- Раздел 1. Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагог: личность и профессия
- Тема 1.2. Педагогика как наука
- Тема 1.3. Сущность, структура и методы научно-педагогического исследования
- Тема 1.4. Отечественная система непрерывного образования
- Тема 1.5. Развитие, воспитание и социализация личности
- Тема 1.6. Проблема цели воспитания
- Раздел 2. Концепции и программы воспитания детей дошкольного возраста
- Раздел 3. Закономерности развития и воспитания ребенка раннего возраста
- Тема 3.1. Особенности периода раннего детства
- Тема 3.2. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
- Тема 3.3. Развитие и воспитание ребенка раннего возраста в деятельности
- Тема 3.4. Контроль за развитием ребенка раннего возраста
- Раздел 4. Закономерности развития и воспитания личности дошкольника в деятельности
- Тема 4.1. Особенности периода дошкольного детства
- Тема 4.2. Воспитание здорового ребенка
- Тема 4.3. Саморазвитие и воспитание личности дошкольника в игре
- Тема 4.4. Воспитание и развитие дошкольника в труде
- Тема 4.5. Саморазвитие и развитие дошкольника в познавательной деятельности
- Тема 4.6. Роль художественной деятельности в становлении творческой личности
- Тема 4.7. Развитие и воспитание личности ребенка в процессе общения
- Раздел 5. Формирование личности и социального поведения ребенка
- Тема 5.1. Теоретические основы формирования личности и социального поведения ребенка
- Тема 5.2. Условия становления уникальности личности, ее самореализации
- Тема 5.3 Личность и детское общество
- Тема 5.4. Воспитание основ гуманизма
- Тема 5.5. Формирование нравственно-волевых качеств и культуры поведения
- Тема 5.6. Полоролевое воспитание дошкольников
- Тема 5.7. Формирование основ гражданственности и правовой культуры
- Тема 5.8. Воспитание детей в духе мира и мировой гражданственности
- Раздел 6. Ребенок и система непрерывного образования.
- Тема 6.1. Ребенок и семья. Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
- Тема 6.2. Ребенок и дошкольное учреждение
- Тема 6.3. Ребенок и школа. Проблемы преемственности и интеграции детского сада и школы
- Тема 6.4. Контроль за развитием ребенка дошкольного возраста
- Раздел 7. Основы организации и управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении
- Тема 7.1. Планирование педагогического процесса
- Тема 7.3.Система управления дошкольным образованием