logo
программа итоговой аттестаци

Тема 3.3. Развитие и воспитание ребенка раннего возраста в деятельности

Приобщение ребенка к здоровому образу жизни. Режим дня, его значение. Особенности режима дня ребенка на каждом этапе периода раннего детства. Смена продолжительности сна, кормления, бодрствования, чередование видов деятельности на протяжении первых трех лет жизни. Сезонные изменения в режиме дня.

Принципы составления режима. Показатели правильно составленного режима.

Методика перевода на новый режим.

Гибкий режим в семье и дошкольном учреждении.

Условия, необходимые для осуществления режима.

Задачи и принципы организации режимных процессов в семье и группе детей раннего возраста. Условия, необходимые для организации режимных процессов с детьми разного возраста, методика проведения режимных процессов. Их роль в развитии и воспитании детей. Формирование активности, самостоятельности, культурно-гигиенических навыков, социального поведения ребенка.

Показатели эффективности организации и проведения режимных процессов. Роль самостоятельной деятельности детей раннего возраста в становлении их личности и воспитания социального поведения.

Виды деятельности, их место в развитии детей на разных возрастных этапах. Ведущий вид деятельности детей второго и третьего года жизни. Этапы развития предметно-орудийной и игровой деятельности.

Условия развития разных видов самостоятельной деятельности. Организация предметно-игровой среды. Методика руководства самостоятельной деятельностью.

Стимулирование активности и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Индивидуальный подход к детям в процессе их самостоятельной деятельности. Создание благоприятного психологического микроклимата. Атмосферы сотрудничества детей и взрослых.

Показатели эффективности организации самостоятельной деятельности.

Проблема раннего обучения детей. Обоснование возможности целенаправленного обучения детей с первых лет жизни. Развитие ребенка в процессе обучения.

Роль взрослых в организации обучения детей на специальных занятиях и в повседневной жизни. Создание «зоны ближайшего развития» в процессе обучения. Связь занятий с самостоятельной деятельностью детей.

Виды игр-занятий, их соответствие ведущим линиям развития детей на разных возрастных этапах.

Особенности организации и методики проведения занятий с детьми первого, второго и третьего года жизни. Игровой, эмоциональный характер занятий. Сочетание наглядных и словесных методов на занятиях с детьми второго года жизни. Наглядно-действенный метод обучения детей третьего года жизни. Стимулирование активности детей на занятиях, обеспечение получения ими радости от познания.

Индивидуальные и групповые занятия. Последовательное увеличение количества участников занятий. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям раннего возраста при обучении. Гибкое проектирование занятий.

Показатели эффективности занятий.

Опыт раннего обучения детей за рубежом.