logo
Программа ГЭ Педагогика Психология 2009

Педагогика и психология Пояснительная записка

Государственный экзамен по педагогике и психологии имеет целью проверку качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями реформирования системы педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной школы, знание психолого-педагогических основ образовательных и воспитательных технологий – важнейшие составляющие общей системы профессиональной педагогической подготовки.

Задачи государственного экзамена:

  1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.

  2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии.

  3. Выявить у будущих учителей начальных классов профессиональную направленность и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности.

  4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.

В основу систематизации содержания программы положено ценностное личностное самоопределение студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, гуманистической образовательной парадигме.

Раздел программы по педагогике составлен в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика в начальной и средней школе», «Теория и методика воспитательной работы».

Составители исходили из принципов гуманизации, демократизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, учета возрастных психологических особенностей младших школьников.

В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи закона «Об образовании в Республике Беларусь», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития начального образования.

Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.

Воспитание рассматривается как процесс взаимодействия педагога и воспитанника, исходит из признания ученика субъектом собственного развития и жизнедеятельности, реализации личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов.

Программа по психологии способствует систематизации и интеграции психологических знаний студентов, направленных на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создания условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.

Раздел программы по психологии составлен в соответствии с типовой программой «Психология».

Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.

Требования к ответам студентов по педагогике и психологии:

- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;

- ориентация на современные тенденции развития школы и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;

- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;

- логика построения ответа: методология - теория - практика;

- знание директивных документов, регулирующих педагогическую деятельность;

- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;

- достаточно высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.