24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
Метод обучения – способ упорядочения взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых для решения поставленных задач.
Словесные методы обучения широко применяются в современной школе. Здесь источником знаний является слово учителя, учебник. Эта группа методов имеет несомненные достоинства (в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации большому количеству учащихся, они формируют речь, словесно-логическое мышление, самостоятельность, познавательную активность) и недостатки – засилие слова, опасность формализма в обучении и т.д.
К данной группе методов относятся:
лекция систематическое изложение материала (для старшеклассников),
беседа – подача информации в виде диалога учителя и учащегося. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа бывает репродуктивной и поисковой. В ходе беседы учитель ведет детей к усвоению понятий, теорий, законов через серию вопросов
дискуссия – обсуждение каких-либо проблем в виде высказываний учащихся под руководством учителя (в старших классах)
Практическая деятельность является важным источником знаний учащихся, она способствует укреплению знаний, применению их на практике, формирует опыт, умение, стимулирует нравственность, физическое, интеллектуальное развитие. К ним относятся упражнения – многократное выполнение учебных действий для отработки умений и навыков. К основным требованиям к этому методу относятся: знание учащимися цели, результатов упражнений, исправление ошибок в выполнении, доведение выполнения до получения устойчивых результатов.
Практические работы – выполнение заданий по обработке материалов, работа на пришкольном участке, в мастерских. Их значение – применение знаний на практике, создание опыта и умений деятельности, формирование разнообразных навыков (организаторских, хозяйственных).
Лабораторные работы – проведение школьниками в лаборатории (кабинет физики, химии) опытов, экспериментов и т.д.
Данные методы широко применяются в современной школе, однако они должны сочетаться с другими методами: наглядными и словесными.
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а