logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

2. Структура и основные характеристики педагогического процесса

Наряду с вышеназванными компонентами педагогической системы (педагоги, воспитанники, содержание образования, средства) в структуру педагогического процесса (схема 24) входят компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса: цель, методы, формы и результаты педагогического процесса. Это переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия.

Схема 24

Существуют и другие подходы к определению структуры педагогического процесса (В. А. Смирнов и другие):

Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс организуется с ориентацией на определенные цели образования и для их реализации. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает цель, которая ему внутренне присуща. Цель содержится в структуре деятельности педагога и учащихся, в содержании и средствах педагогического процесса.

Системность педагогического процесса связана с другой важной его характеристикой - целостно (см. схему 25).

Схема 25

В соответствии с современными взглядами ученых (И. П. Подласый, В. И. Смирнов, В. А. Сластенин и другие) целостность педагогического процесса реализуется: 1) в единстве обучения, воспитания и развития ( единстве их целей, содержания, методов, форм, средств); 2) в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания); 3) в единстве функций педагогического процесса; 4) в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта _ творческой деятельности, опыта эмоционально ценностных отношений к окружающему миру);5)в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс; 6) в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования; 7)в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую); 8) в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.

Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие его субъектов (педагогов и воспитанников). Вне этого взаимодействия педагогический процесс реально существовать не может. Это позволяет говорить о двустороннем характере педагогического процесса.

Исследователи (Т. А. Стефановская и другие) указывают, что педагогический процесс имеет циклический характер, и, следовательно, в нем можно выделить повторяющуюся последовательность этапов (циклов). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания педагогического процесса в соответствии с заданными целями. Суть второго, основного этапа заключается в непосредственном осуществлении педагогического взаимодействия. Третий заключительный этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов.

Педагогический процесс и педагогические системы, в которых он осуществляется, неразрывно связаны с другими социальными процессами: экономическим, политическим, духовным и т.д. Определенное влияние на педагогический процесс оказывают также внешние условия: природно-географические, общественные, производственные, культурные и другие.