30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
Технология обучения (педагогическая технология) новое направление в педагогической науке (возникло с середины 20 века), которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
Понятие ”педагогическая технология” обозначает приемы работы в сфере обучения или воспитания, поэтому оно шире, чем понятие ”технология обучения”.
Идея технологизации обучения зародилась давно. Я.А. Коменский (1592-1670 гг.) призывал к тому, чтобы обучение стало ”технологическим”. Он писал: ”Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели”.
С тех времен было предпринято немало попыток сделать обучение технологичным.
Массовое внедрение технологий обучения произошло в 60-х г. 20 века в связи с реформированием американской, а затем европейской школы.
Сегодня существует большое многообразие педагогических технологий (два пути их появления). Первый путь – технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков и др.). Второй путь из практики (Е.Н. Ильин, С.П. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.)
Педагогическая технология имеет ряд признаков (по В.П. Беспалько):
- четкая последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения;
- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
- комплексное применение дидактических, технических, компьютерных средств обучения и контроля;
- усиление диагностических функций обучения;
- гарантированность высокого уровня качества обучения.
Единой классификации педагогических технологий нет. Существуют разные подходы к классификации. Так, технологии классифицируются по многочисленным сходствам и общим признакам:
по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);
по философской основе: научные, религиозные, гуманистические, авторитарные;
по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий);
по характеру модернизации традиционной системы обучения:
- технология активизации и интенсификации деятельности учащихся;
- технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися и т.д.
Наиболее известные педагогические технологии:
- традиционная (репродуктивная) технология обучения;
- технология развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов);
- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- технология саморазвития Марии Монтессори и др.
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а