logo search
Programma_GAK_po_Pedagogike

30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.

Технология обучения (педагогическая технология) новое направление в педагогической науке (возникло с середины 20 века), которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Понятие ”педагогическая технология” обозначает приемы работы в сфере обучения или воспитания, поэтому оно шире, чем понятие ”технология обучения”.

Идея технологизации обучения зародилась давно. Я.А. Коменский (1592-1670 гг.) призывал к тому, чтобы обучение стало ”технологическим”. Он писал: ”Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели”.

С тех времен было предпринято немало попыток сделать обучение технологичным.

Массовое внедрение технологий обучения произошло в 60-х г. 20 века в связи с реформированием американской, а затем европейской школы.

Сегодня существует большое многообразие педагогических технологий (два пути их появления). Первый путь – технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков и др.). Второй путь из практики (Е.Н. Ильин, С.П. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.)

Педагогическая технология имеет ряд признаков (по В.П. Беспалько):

- четкая последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения;

- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

- комплексное применение дидактических, технических, компьютерных средств обучения и контроля;

- усиление диагностических функций обучения;

- гарантированность высокого уровня качества обучения.

Единой классификации педагогических технологий нет. Существуют разные подходы к классификации. Так, технологии классифицируются по многочисленным сходствам и общим признакам:

по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

по философской основе: научные, религиозные, гуманистические, авторитарные;

по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий);

по характеру модернизации традиционной системы обучения:

- технология активизации и интенсификации деятельности учащихся;

- технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися и т.д.

Наиболее известные педагогические технологии:

- традиционная (репродуктивная) технология обучения;

- технология развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов);

- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

- технология саморазвития Марии Монтессори и др.