Методика обучения русскому языку и литературному чтению
1. Теоретические основы методики обучения русскому языку в начальной школе.
Цели и задачи курса методики обучения русскому языку в начальной школе. Основные разделы курса. Методические основы курса. Психолого-педагогический аспект методики обучения русскому языку.
2. Стратегия и тактика современного обучения русскому языку.
Современные тенденции в преподавании русского языка в начальной школе. Основы построения и проведения урока русского языка в начальной школе. Типы уроков и их компоненты.
3. Методика обучения грамоте
Научные основы методики обучения грамоте. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основные цели и задачи периода обучения грамоте. Периодизация процесса обучения грамоте. Научные основы обучения каллиграфии, графике, элементам письменной речи, уроки обучения грамоте.
4. Лингвистические основы и методы изучения фонетики и графики в начальной школе
Фонетические умения учащихся. Фонетические ошибки и их причины. Содержание и порядок проведения звукового разбора. Организация орфоэпической работы. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных. Изучение способов передачи на письме звука [й]. Алфавит и звуковой состав русского языка. Организация фонетико-графического разбора. Особенности обозначения на письме гласных после шипящих и Ц.
5. Методика обучения морфемике и словообразованию в начальной школе
Значение изучения морфемики. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу. Функции морфем и способы анализа: корень, окончание, приставки и суффиксы. Методические приемы работы по морфемике и элементарному словообразовательному анализу. Разбор слов по составу. Умения учащихся.
6. Теория и практика обучения морфологии в начальной школе
Морфология как предмет изучения в начальной школе. Объективные трудности изучения морфологии в начальных классах и пути их преодоления. Проведение работы со словом как морфологической единицей. Формирование языковых понятий в начальной школе.
7. Методика правописания и культуры письма
Свойства русского правописания как основа его методики. Способы формирования орфографического навыка. Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм. Структура орфографического действия и орфографические умения учащихся. Основные орфографические упражнения. Исправление и предупреждение ошибок. Урок изучения нового орфографического правила.
8. Научные основы совершенствования речевой деятельности учащихся.
Предмет методики развития речи и задачи курса. Психологическое содержание речевой деятельности, ее структура и виды. Общая характеристика содержания и направлений в работе по развитию речи. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Методы развития речи.
9. Культурно речевая работа, обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся.
Произносительный уровень работы по развитию речи. Лексический уровень. Грамматический уровень по развитию речи.
10. Методика работы над созданием письменного текста.
Письменные изложения и их виды: подробные, выборочные, сжатые, творческие. Методика работы над каждым видом. Построение уроков, посвященных изложению. Виды сочинений, их классификация. Процесс подготовки учащихся к разным видам сочинений.
11. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации.
Предложение и их виды. Методика изучения главных и второстепенных членов предложения, словосочетания. Изучение пунктуации в начальной школе.
12. Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправление.
Характеристика речевых ошибок учащихся начальных классов: лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, логические и композиционные ошибки. Исправление и предупреждение речевых ошибок.
13. Изучение лирического произведения в начальной школе
Отличие лирики от других родов литературы. Анализ стихотворения в разных образовательных системах. Определение картины (картин) мира. Интонация и словарь настроений. Приемы подготовки выразительного чтения. Знакомство с литературоведческими понятиями.
14. Процесс работы над литературным произведением в младших классах
Работа по типу правильной читательской деятельности. Задачи и характер работы, предшествующей чтению художественного произведения. Формы первичного знакомства с содержанием. Вопросы по тексту разного уровня. Пути анализа. Задачи и характер обобщающей работы над произведением.
15. Формирование сознательности и выразительности чтения
Понятие «сознательное чтение». Уровни литературного развития младших школьников. Виды пересказа. Акцентное вычитывание текста в системе развивающего обучения. Методика формирования выразительного чтения. Работа над планом произведения.
16. Развитие творческих способностей младшего школьника средствами литературного чтения
Преподавание литературы как предмета эстетического цикла. Элементы музыки, изобразительного искусства, театра и кино на уроках литературного чтения. Виды творческой деятельности младших школьников. Работа над сочинением на литературную тему.
- Блок I. Возрастная и педагогическая психология
- 2. Развитие ребенка младшего школьного возраста. Новообразования младшего школьника.
- Блок II. Педагогика. Общие основы педагогики
- 1. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к компетентности учителя начальной школы.
- 2. Педагогика как наука о воспитании, развитии и обучении человека. Этимология значения слова «педагогика». Категориальный аппарат педагогики.
- 3. Сущность и понятие педагогической технологии. Общая характеристика основных технологий обучения в начальной школе.
- 4. Метод изучения и обобщения передового опыта. Передовой опыт начального образования школ республики Татарстан.
- 5. Общая характеристика научного исследования в педагогике. Логика и научный аппарат психолого-педагогического исследования.
- 6. Государственный образовательный стандарт и его функции.
- Блок III. Управление образовательными системами
- 1. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно- общественная система управления образованием.
- 2. Совет школы как высший орган внутришкольного управления. Основные направления, содержания и организационные формы управленческой деятельности в школе.
- Блок IV. История педагогики и образования
- Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры.
- Развитие представлений о человеке и его формировании в российской педагогической культуре X - начала XXI века
- Развитие и трансформация идеалов воспитания в хvііі веке и до 1917 года
- 3. Педагогическая деятельность и концепция а.С. Макаренко. Организация и воспитание детского коллектива
- Блок V. Социальная педагогика
- 1. Семья как субъект воспитания и развития младшего школьника. Основные формы работы учителя начальных классов с семьей
- Блок VI. Коррекционная педагогика
- 1. Понятие нормы и аномалии в физическом, психическом и личностном развитии ребенка. Кризис развития 7-лет.
- Блок VII. Педагогика начального образования
- 1. Понятия дидактики и дидактической системы. Характеристика классических систем и современных направлений в начальном образовании
- 2. Сущность и структура процесса обучения. Движущие силы и логика учебного процесса в начальной школе.
- 3. Формы организации процесса обучения младших школьников.
- 4. Методы обучения в начальной школе. Классификация методов обучения. Выбор методов.
- 5. Диагностика развития личности и контроль результатов обучения в начальной школе. Виды, формы и методов контроля знаний, умений и навыков. Оценка и отметка в практике начальной школы.
- 6. Технологии личностно-ориентированного обучения в начальной школе.
- 7. Технологии развивающего обучения в начальной школе.
- 8. Игровые технологии в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.
- Блок VIII. Теория и методика воспитания младших школьников
- 1. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. Базовые национальные ценности.
- 2. Система форм и методов воспитания младшего школьника.
- 3. Воспитательная система школы. Вариативные системы организации воспитания в начальной школе.
- 4. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 5. Национальное своеобразие воспитания. Приобщение младших школьников к родной культуре и культуре других народов.
- Блок iх. Частные методики преподавания в начальной школе Методика преподавания математики
- 1. Методика преподавания математики как учебный предмет.
- 2. Принципы построения курса математики в начальной школе. Основные понятия начального курса математики и последовательность их изучения.
- 3. Организация обучения математике в начальной школе. Урок как основная форма обучения математике младшего школьника.
- 4. Методы, приемы и средства обучения математике в начальной школе (общепедагогические и математические).
- 5. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике в начальных классах.
- 6. Развитие младших школьников в процессе обучения математике. Анализ и синтез. Приемы сравнения и классификации в обучении математике. Приемы аналогии и обобщения в обучении математике.
- 7. Методика изучения нумерации десятка, сотни, тысячи, многозначных чисел в начальной школе.
- 8. Методика обучения действиям сложения и вычитания в начальной школе.
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению
- Методика преподавания курса «Окружающий мир»
- Роль естествознания в преподавании учебных дисциплин в начальной школе по дидактической системе л.В.Занкова.
- 4. Проблемы и особенности развивающего обучения в дидактике в.В.Давыдова по курсу «Окружающий мир».
- 5. История методики преподавания естествознания в начальной школе. В.Ф.Зуев.
- 6. Влияние учения ч.Дарвина на преподавание школьного естествознания. А.Я. Герд (1841-1888).
- 7.Взаимодействие человека и природы.
- 8.Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.
- Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом
- Методика преподавания изо как предмет.
- Условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе.
- Виды занятий по изобразительному искусству в начальной школе.
- Методика обучения графическим навыкам учащихся начальных классов.
- Особенности обучения младших школьников живописи.
- Обучение младших школьников основам композиции.
- Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству.
- Основные требования, предъявляемые к написанию конспектов уроков по изо.
- Теория и методика музыкального воспитания
- Технология и методика преподавания.