logo search
СБОРНИК МК

Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения

Дегтяренко В.М.,

ФГОУ ВПО «АмГПГУ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Secondary area of "technology" as a comprehensive system of employment training, education and the formation of school readiness to getting jobs in various areas in all spheres of economic activity.

Современный урок технологии направлен на формирование основных компетенций учащихся, прежде всего – познавательной, социально-коммуникативной, личностно-мировоззренческой. Модернизация Российского образования, переход на новые стандарты общего образования требуют активного участия педагогов в решении главной задачи современной школы – раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. При этом школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру. Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника.

Общеобразовательная область «Технология» может выполнять функции комплексной системы трудового обучения, воспитания и формирования готовности школьников к получению профессий по различным направлениям во всех сферах экономической деятельности. Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач: формирование знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом возможностей и интересов ребёнка, а также в соответствии с потребностями общества; развитие творческих, профессионально значимых качеств личности учащихся; достижение эффективного уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности; формирование культуры личности, связанной с практической деятельностью человека; воспитание потребности учащихся в трудовой деятельности.

Для выполнения этих функций в образовательной области «Технология» должны учитываться принципы: фундаментальности и вариативности, что означает построение обучения на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которая дополняется региональной и гуманитарной вариативными составляющими; многопрофильности, обеспечивающей возможность практического обучения по основным направлениям взаимодействия субъекта и объекта труда в системе технологических профилей; при этом обучение должно быть социально обусловлено и структурировано по различным сферам и типам профессиональной деятельности; непрерывности и преемственности, для обеспечения системного практикоориентированного обучения на протяжении всего периода с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат; многоуровности, предполагающей подготовку к трудовой деятельности на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей учащихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к получению профессии; комплексности обучения, что подразумевает единство воздействия содержания изучаемого материала образовательной области «Технология» на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование профессионально значимых качеств личности, взаимосвязь общего образования, трудового обучения, и самостоятельной деятельности.

Таким образом, при подготовке учителя технологии необходимо учитывать требования единой общеобразовательной, психолого-педагогической и медико-биологической подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием, овладение им навыками творческой практической деятельности, освоение теоретико-методических основ организации и обеспечения творческой деятельности учащихся, развития творческих качеств личности специалиста;

Реализация задач образовательной области «Технология» требует решения вопросов материально-технического и организационного обеспечения учебного процесса. Развитие системы технологического образования и подготовки профессиональных кадров для реализации содержания образовательной области «Технология», может осуществляться как в общем процессе укрепления образовательной базы учебных заведений, так и путем создания учебно-педагогических комплексов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, объединенных целями согласованного учебного процесса. Комплексное использование учебной и материально-технической базы позволяет активизировать процесс развития системы образования путем концентрации и интенсификации использования образовательных ресурсов, содействует решению региональных проблем образования в русле современных задач.

На современном этапе развития, общество требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления межпредметных связей.

Практика проведения занятий в высшей школе показала, что использование информационных технологий помогает активно внедрять методику интегрирования и осуществления межпредметных связей в процесс преподавания дисциплин по устройству, обслуживанию и безопасному управлению автомобилем, реализовывать личностно-ориентированный и индивидуальный подходы в обучении, использовать работу на компьютере как мотивационный компонент. Это предоставляет возможность каждому студенту раскрыть себя в познании, в учебной деятельности с опорой на собственные склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.