1. Понятие о целостном педагогическом процессе
С момента своего возникновения воспитание и обучение осуществлялись как целостный процесс трансляции знаний, опыта деятельности и норм поведения от старшего поколения младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Дальнейшее разделение труда в обществе постепенно привело к разграничению обучения и воспитания. Эти объективные процессы находили свое отражение и в развитии в педагогической мысли. В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в XIX в.
Приоритет в разработке понятия <<педагогический процесс» принадлежит П. Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «"Обучение", "образование", "приучение", "воспитание", "наставление", "увещание. "взыскания" и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса"». В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и другие.
Вместе с тем, начиная с 1930-х годов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине 70-х годов ХХ века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики.
Автopы современных концепций (Ю. К. Бабанский, Ю. П. Сокольников, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и другие) сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода. Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система - «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике.
Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В. А. Сластенин и другие) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства).
Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике.
Наиболее общая педагогическая система - это система воспитания (образования), построенная обществом ,и выполняющая его социальный заказ. Ее под системами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреждение образования.
Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат.processus- движение вперед, изменение) - 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо;2)совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:
1) обучающую - формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;
2) воспитательную - формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;
3) развивающую - развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:
между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития;
между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;
между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процесс жизнедеятельности;
между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знания духовными ценностями;
между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и т. д.
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения