logo search
ГОссы педагогика

Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

Понятие о содержании образования как общечеловеческой ценности. Культурно-гуманистические функции образования.

Цели образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства. Категория «содержание образования».

Социальный опыт – основной источник содержания школьного образования. Принципы отбора содержания общего образования.

Критерии отбора основ наук, изучаемых в современной средней школе Российской Федерации.

  1. Государственный образовательный стандарт и его функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.

Государственный образовательный стандарт как нормативная основа реализации содержания образования в общеобразовательной школе. Компоненты государственного стандарта общего среднего образования: федеральный, национально-региональный, школьный. Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт). Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Основные уровни формирования содержания образования: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала. Учебный план как нормативный документ, регламентирующий содержание общего образования. Типы учебных планов: базисный, типовой, учебный план школы. Инвариантная и вариативная части учебного плана как взаимодополняющие и относительно автономные. Учебная программа как форма отражения и реализации содержания образования на уровне учебного предмета. Типовые, рабочие и авторские учебные программы, их структура. Способы построения учебных программ: концентрический и линейный.

Учебная литература (учебники и учебные пособия) как форма отражения и реализации содержания учебных программ на уровне учебного материала. Требования к учебнику: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Творческий подход учителя к использованию учебных планов, программ и учебной литературы в образовательном процессе.

С 1998 года Россия переходит к системе 12-лет­него образования (Бордовская Н.В., Реан А.А.)