Тема 1.10
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Требования к компетентности по теме
знать и уметь раскрывать сущность понятий «цель образования», «задача педагогического процесса»; уметь обосновать конкретно-исторический характер и социальную обусловленность целей образования;
понимать и уметь характеризовать уровни целеполагания в образовании; знать и уметь раскрывать общее требования к постановке целей и задач образования, а также условия успешности целеполагания;
знать и уметь анализировать цели обучения и воспитания, сформулированные в директивных документа; уметь раскрыть механизмы реализации целевых установок воспитания в практической работе школ и учителей в Республике Беларусь;
уметь определять и формулировать образовательные цели конкретного педагогического взаимодействия.
Основные вопросы
1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования.
2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования.
3. Цели образования в современной школе.
4. Целеполагание как вид деятельности педагога.
Понятия темы
Цель педагогического процесса, задача педагогического процесса, базовая культура личности, компетенция, целеполагание.
Рекомендуемая литература
1. Закон Республики Беларусь «Об образовании». В редакции Закона от 19 марта 2002 г. .№ 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., .№ 37, 2/844) // Настаунiцкая газета. - 2002. - 4 мая.
2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 №8/15613) // Зборнiк нарматыуных дакументау Рэспублiкi Беларусь. - 2007. -.№ 2. - С. 9-40.
3. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. - М. : педагогическое общество России, 2002. - С. 62-78.
4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. ПодласыЙ. - М. : гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - С. 128-159.
5. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - Минск: ТетраСистемс, 2002. - С. 87-102.
6. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя i выхаванне 2007. - С. 68-80.
7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. -- Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. - С. 48-64.
-
Содержание
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения