logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации

На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса - общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса. Принципы имеют нормативный характер. Принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я. А. Коменский, И. Ф. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин и другие.

В системе принципов педагогического процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, то есть носят методологическuй характер (см. таблицу 4).

Таблица 4

В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса (см. таблицу 5).

Все принципы педагогического процесса взаимосвязаны. Например, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов пpeдполагает обеспечение сознательности и активности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога.

Таблица 5

Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы).

Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока хорошо не усвоен предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Приведем примеры правил воспитания (по О. С. Газману):

Правила обучения и воспитания имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.

1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе.

2.Определите понятия «педагогическая система», «педагогический процесс». Каково их соотношение?

3.Изобразите схематически структуру педагогического процесса.

4.Какие функции реализуются в педагогическом процессе?

5.Приведите примеры противоречий - движущих сил педагогического процесса - и объясните – механизм их воздействия на развитие личности.

6.В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педагогического процесса связаны с его целостным характером?

7. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущностной характеристикой педагогического процесса.

8.Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

9.Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса? Определите эти понятия.

10.Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.

11.Раскройте содержание системы принципов педагогического процесса.