Исследовательская деятельность на уроках технологии
Девицын Ю.В.,
МОУ СОШ №15,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Mastering the skills students learned in research technology. Lessons-related research. Home experiment. Practical work of research character.
Молодой человек, вступая в жизнь, должен обладать современным образованием, высоким интеллектуальным развитием, глубоко знать научно-технические и экономические основы. В настоящее время задача современной школы заключается в преобразовании традиционных подходов к обучению в качественно новую систему образования с максимальным учетом тех общественных условий, в которых молодое поколение будет жить и работать. Решение такой задачи возможно через новые подходы к современному уроку.
В условиях перехода к стандартам второго поколения меняется роль учителя. Учитель не только источник знаний, он становится еще организатором различных видов деятельности, учитель-наставник, учитель-партнёр. Следовательно, обучение требует новых педагогических технологий.
Изучение предмета «Технология» неразрывно связано с проектной деятельностью, где одним из основных этапов проекта является исследование. Овладение учащимися навыков исследовательской деятельности происходят от простого к сложному.
Первые уроки проводятся с элементами исследования, где учащиеся отрабатывают отдельные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением небольших исследовательских экспериментов, работа с источниками информации.
Технология проведения таких уроков следующая: перед учащимися ставиться проблемный вопрос, который побуждает к исследовательской деятельности. Сообщение темы и цели исследования. Выдается полностью готовый алгоритм исследовательской работы или часть алгоритма. Учебный процесс ведется по схеме, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод.
Можно использовать вопросы: «Какова тема исследования?», «Сколько исследований можно провести?», «В чем проблема?», «Каковы этапы деятельности исследователя?», «Предполагаемая гипотеза?», «Как можно выдвинуть предположение?», «Данное высказывание предполагаемое или доказанное?», «Нужно ли выполнить поиск дополнительной информации?», «Можно сделать вывод?».
После осмысления проводятся уроки-исследования, где учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи, оценивать сделанные выводы.
Технология урока следующая: учащимся дается кластер исследования, формулировка проблемы. Необходимо подвести учащихся к пониманию цели исследовании, направлять деятельность учащихся в русло исследовательской работы. В связи с этим необходимо обращать внимание учеников на кластер исследовательской деятельности. При этом следует использовать вопросы: «С чего необходимо начинать исследование?», «Как это сделать?», «Какие методы исследования нужно применить?», «Поставьте себя на место исследователя…?», «Верный ли вы сделали выбор?», «Оцените результат?», «Подумайте над практическим применением результатов исследования и наметьте перспективы дальнейшей работы».
Третий уровень - это домашний эксперимент или элементы исследований, которые возможны в домашних условиях.
Задания домашнего эксперимента должны подбираться в индивидуальном порядке, быть интересными, занимательными, посильными в домашних условиях, с возможным привлечением родителей или других окружающих школьника людей.
Практические работы исследовательского характера могут выполняться: индивидуально, в группах по интересу, в парах, тройках.
Пример.
Дидактический материал: выдаются небольшие бруски из древесины.
Учащимся нужно выбрать тему исследования.
Примерная тема исследования: «Какая порода древесины легче обрабатывается».
Учащимся нужно определить метод исследования.
Теоретический метод - поиск ответов из различных источников информации.
Практический метод - выполнение исследований при помощи различных инструментов и приспособлений.
Обязательно независимо от методов исследования сделать вывод и практическое применение.
Примерные темы исследования:
«Виды срезов и текстура».
«Механические свойства древесины».
«Плотность древесины и изделие».
«Способы закручивания шурупов».
«Свойства черных металлов».
«Моя комната».
«Характер и профессия».
«Значение отделки».
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.