logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

2. Классификация методов обучения и воспитания

Классификацией методов педагогического процесса (обучения, воспитания) называется подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию), Так как признаки, по которым может быть осуществлена классификация, многочисленны, и сами методы многообразны и многосторонни, то возможны и разные их классификации. Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения.

1. В основание одной из первых классификаций методов обучения положен источник передачи информации и характер ее восприятия (Е. В. Перовский, Е. Я Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены, соответственно, три группы методов: словесные, наглядные, практические.

2. Другая классификация (М А. Данилов, Б.П Есипов) имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с ними выделены: методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний на практике, методы закрепления знаний, умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

3. Представляет интерес классификация (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), основанием которой является характер учебно-познавательной деятельности учащихся (см. схему 40).

4. На основе методологии целостного подхода к деятельности известный дидакт Ю. К. Бабанский предложил классификацию методов обучения, учитывающую все структурные элементы деятельности: организацию, стимулирование и контроль. В этой классификации представлены три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 7); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (Cм. таблицу 8); методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 9). Каждая группа методов в свою очередь подразделяется на подгруппы.

Таблица 7.

Таблица 8

Таблица 9

Схема 40

Существуют и другие классификации методов обучения. Все классификации носят условный xaрактер. Один и тот же метод обучения может быть отнесен к разным группам методов в разных классификациям. Все зависит от задач и содержания, которые реализуются данным методом.

Знание классификаций методов обучения поможет учителю ясно представить себе систему методов, понять их назначение, взаимосвязь и взаимопроникновение, характерные признаки, сильные и слабые стороны условия эффективного применения в реальных условиях педагогической практики. Раскроем сущность и содержание основных групп методов обучения.