logo search
Programma_GAK_po_Pedagogike

4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.

Педагогика происходит от греческого paidacgos – воспитатель, учитель, преподаватель (pais, paidos – дитя + ag – веду) означает «детоведение». В древней Греции педагогами называли рабов, которые сопровождает детей в школу.

В России в XII в. учителей называли «мастерами». Это были свободные люди, (мирские или дьячки) которые обучали детей на дому чтению и письму.

Существует много определений педагогики, которые не противоречат друг друга, а отражают разные подходы к ней. Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания.

Объект педагогики – воспитание. Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование.

Воспитание в широком смысле – совокупность воздействий всех общественных институтов, которые обеспечивают передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

Образование.

Как процесс – освоение в учреждениях системы образования (от дошкольного до профессионального), а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности;

Как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Обучение – специально организованный процесс совместной познавательной деятельности учителя и учащихся, который включает в себя две взаимосвязанные деятельности:

Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации;

Учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности.

Функции педагогики.

Аналитическая:

- теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитание;

- анализ, интерпретация (истолкование, разъяснение смысла) и оценка педагогического опыта.

Проективно-конструктивная:

- разработка новых педагогических технологий;

- внедрение результатов педагогических исследований в практику;

- научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Прогностическая:

- обеспечение научно-обоснованного планирования и целепологания;

- эффективного управления.