logo search
Болотина,Баран,Комарова Дошкольная педагогика

Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста

Коренные политические и экономические измене­ния, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему образования РФ. Дошкольная система обу­чения, воспитания и развития детей претерпела также некоторые изменения.

Прежде всего дошкольные учреждения стали на­зываться еще и образовательными.

Здесь главное для педагогических коллективов детских садов помнить, что главная задача этих учреж­дений – социализация маленького человека, воспита­ние, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование».

Физиологические возможности детского организ­ма ограничены, и не всякие нагрузки он может выдер­жать без патологических изменений.

Целостность педагогического процесса в дошколь­ном образовательном учреждении обеспечивается спе­циально разработанными и апробированными про­граммами.

В условиях вариативности образования, закреплен­ного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все но­вые и новые программы.

Любая программа, рекомендованная Министер­ством образования РФ к использованию, является госу­дарственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с 134 Детьми дошкольного учреждения.

134

Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию.

Министерством просвещения РСФСР в 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название «Типовая програм­ма» и применяется и в настоящее время.

Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появле­нием этой программы обеспечивалась преемствен­ность в обучении и воспитании дошкольников различ­ных возрастных групп при подготовке к школе.

В настоящее время, когда мы говорим о разносто­роннем развитии ребенка, а главным принципом вос­питания провозглашаем личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения детей дошкольного возраста. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недо­ступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для форми­рования личности ребенка. В связи с принятием зако-на РФ «Об образовании» и ориентации дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольно­го уровня образования целый ряд научных коллекти­вов разработали новые варианты программ по до­школьному обучению, воспитанию и развитию ребенка.

При этом учитывалось, что все вариативные про­граммы должны отвечать определенным психолого-педагогическим требованиям.

Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Закону Рос­сийской Федерации «Об образовании». Кроме того, все вариативные современные программы должны быть ориентированы и на новые Типовые положения о раз­личных видах дошкольных образовательных учрежде­ний. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

135

Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские куль­турные традиции. Поэтому основное место в их содер­жании занимает развитие речи детей, физическое, по­знавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание про­грамм вводятся элементы трудового воспитания, фор­мирование отношения ребенка к природе, формирова­ние потребности в здоровом образе жизни.

Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознатель­ности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Каждая программа должна предусматривать фор­мы организации жизни детей в период пребывания в детском саду, занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятель­ности детей, организацию свободного времени в тече­ние дня.

Современные программы должны сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возраст­ных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей и педагогов на реализацию индивидуаль­ного подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

Программы для дошкольных образовательных уч­реждений могут быть комплексными и парциальными. Комплексная программа включает в себя все основ­ные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная про­грамма включает одно или несколько направлений развития ребенка.

Любая программа подвергается экспертной оцен­ке, которая осуществляется специальным экспертным советом. При положительной оценке программа реко­мендуется к использованию дошкольными образова­тельными учреждениями.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учрежде­ний, в том числе и дошкольных, имеют право самосто­ятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

136

К программам нового поколения (1990-х гг.) от­носятся три программы, рекомендованные Мини­стерством образования РФ к использованию в рабо­те дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Одной из первых практическим работникам до­школьных учреждений была рекомендована программа «Радуга». Эта программа рассчитана на период до­школьного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» пред­ставляет собой пять программ с методическим обеспе­чением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о станов­лении его сознания, роли различных видов деятельно­сти в развитии личности. Ведущая роль в этой програм­ме отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка опреде­ленного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного про­живания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конк­ретные задачи воспитания и соответствующие им ос­новные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагают­ся следующие направления деятельности с детьми: со­блюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологичес­кого комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать вни­мание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

137

В структуре программы «Радуга» имеются следу­ющие разделы: «Формируем привычку к здоровому об­разу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Кон­структивная и практическая продуктивная деятель­ность детей», «Развитие музыкальности».

Программа «Радуга» дает возможность развития имеющихся способностей у ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от дру­гих программ в «Радуге» расширено содержание фор­мирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.

Использование на практике всех программ «Раду­га» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреж­дения по следующим направлениям: гуманизация пе­дагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микрокли­мата, гуманное отношение к ребенку, внимание к воп­росам индивидуального общения с ребенком, что обес­печивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации вос­питательно-образовательного процесса все программ­ные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.

В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует про­грамму «Радуга».

Коллективом сотрудников под руководством изве­стного психолога Л.А. Венгера разработана и рекомен­дована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие». Об особенностях этой програм­мы уже говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредо­точили свое внимание на целостном развитии ребен­ка. Программа ориентирована на дифференцирован­ный подход к детям с разным уровнем развития.

138

Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, при­мерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в дос­таточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.

В целом программа «Развитие» рассчитана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспита­ния детей дошкольного возраста «Детство».

Эта комплексная образовательная программа, в ос­нове которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманисти­ческой педагогики. Работникам дошкольных образова­тельных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каж­дого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.

Во введении к программе дается «Слово к воспи­тателю», в котором отмечается, что «Задача дошколь­ного воспитания состоит не в максимальном ускоре­нии развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошколь­нику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического воз­растного потенциала». Все содержание программы по трем возрастным группам объединяется в четыре бло­ка: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.

139

В каждой части дается характеристика возрастных особенностей детей и конкретизируются задачи воспитания и разви­тия дошкольника. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре раз­виваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребе­нок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

По каждому направлению работы с детьми конк­ретизируются задачи их воспитания и развития. Пос­ле каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного мате­риала. При этом выделяется три уровня – низкий, сред­ний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».

Программа «Детство» отличается систематичнос­тью, глубоким анализом возрастных возможностей де­тей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.

Проследим на примере этой программы, как ре­шаются общие и конкретные задачи обучения, воспи­тания и развития детей каждой возрастной группы.

В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:

1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмо­ционально-положительному самочувствию и актив­ности каждого ребенка.

2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыка­ми, развитием потребности в активной двигатель­ной деятельности.

3. Способствовать развитию познавательной активно­сти детей, обогащать их представления об окружаю­щих предметах и явлениях, учить выделять некото­рые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

140

4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.

5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстника­ми и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.

6. Способствовать развитию воображения и творче­ства, прививать интерес к художественной дея­тельности с элементами творчества.

Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кру­гу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:

• развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуж­дать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);

• пробуждать эмоциональную отзывчивость на со­стояние близких людей, сверстников, героев дет­ских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);

• приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользо­ваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожа­луйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выра­жать просьбы спокойным тоном;

• воспитывать положительное отношение к усвое­нию культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;

• развивать умение отражать эмоциональное состо­яние в имитационных играх, танцевальных движе­ниях, хороводных и музыкальных играх соответ­ственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);

• формировать представления детей о людях (взрос­лых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состоя­ниях, о поступках, проявлениях внимания и забо­ты об окружающих.

141

В части II – «Средний возраст» – задачи воспи­тания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показы­вает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и разви­тия детей средней возрастной группы:

1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.

2. Развитие познавательной активности через обога­щение опыта деятельности и представление об ок­ружающем.

3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.

4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.

5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой дея­тельности.

В части III – «Старший возраст» – основные за­дачи воспитания ориентируют работников дошколь­ных учреждений на уважение прав ребенка, гуман­но-личностное отношение и индивидуальный подход.

Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:

1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Развитие гуманистической направленности отно­шений детей к миру, воспитание культуры обще­ния, эмоциональной отзывчивости и доброжела­тельности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, эмоциональ­но-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.

4. Развитие познавательной активности, познаватель-, , ных интересов интеллектуальных способностей.

5. Развитие у ребенка стремления к школьному обу­чению, интереса к школе, новой социальной пози­ции школьника.

6. Развитие детской самостоятельности и инициати-1Д2 вы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

142

Таким образом, в программе «Детство» определе­ны основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщать­ся к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено воп­росам освоения ребенком культуры деятельности, со­трудничества, творчества.

Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа. Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ре­бенка, формирование у него универсальных, в том чис­ле творческих, способностей до уровня соответствую­щего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познава­тельное развитие; природа и человек; история, геогра­фия и культура Родины; грамота; развитие речи и рече­вого общения; овладение вторым языком; здоровье.

В базисной программе развития ребенка-дошколь­ника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.

Впервые программа «Истоки» ввела во все направ­ления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ори­ентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каж­дому из направлений развития и воспитания детей.

Помимо перечисленных существуют и другие про­граммы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.

143

Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л.А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руковод­ством Г.Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».

Наличие различных программ, отражающих раз­ные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для исполь­зования в практической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из рекомендованных программ. А для этого программу следует внимательно изучить, подобрать дидактичес­кий и методический материал. Переход на новую про­грамму обязательно надо начинать с младшей дошколь­ной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании, разви­тии и обучении детей, и реализованы основные теоре­тические положения избранной программы.

Задания для самостоятельной работы

1. Обоснуйте необходимость вариативных программ воспитания, обучения и развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Охарактеризуйте положительное значение Типо­вой программы в воспитании и развитии дошколь­ников в детском саду.

3. Перечислите современные программы воспитания, развития и обучения детей. В чем их различие?

4. Какие требования предъявляются к авторам при составлении программ нового поколения?

5. Какие задачи воспитания и развития детей про­слеживаются в программе «Детство»?

6. Программа «Радуга» и ее структура.

7. В чем своеобразие программы «Развитие»?

8. Структура программы «Истоки» и ее отличие от других программ нового поколения.

9. Раскройте раздел программы «Истоки»: «Содер­жание и условия педагогической работы».

144