Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему образования РФ. Дошкольная система обучения, воспитания и развития детей претерпела также некоторые изменения.
Прежде всего дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными.
Здесь главное для педагогических коллективов детских садов помнить, что главная задача этих учреждений – социализация маленького человека, воспитание, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование».
Физиологические возможности детского организма ограничены, и не всякие нагрузки он может выдержать без патологических изменений.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами.
В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы.
Любая программа, рекомендованная Министерством образования РФ к использованию, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с 134 Детьми дошкольного учреждения.
134
Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию.
Министерством просвещения РСФСР в 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название «Типовая программа» и применяется и в настоящее время.
Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе.
В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения детей дошкольного возраста. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка. В связи с принятием зако-на РФ «Об образовании» и ориентации дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов разработали новые варианты программ по дошкольному обучению, воспитанию и развитию ребенка.
При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным психолого-педагогическим требованиям.
Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании». Кроме того, все вариативные современные программы должны быть ориентированы и на новые Типовые положения о различных видах дошкольных образовательных учреждений. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
135
Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции. Поэтому основное место в их содержании занимает развитие речи детей, физическое, познавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание программ вводятся элементы трудового воспитания, формирование отношения ребенка к природе, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.
Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду, занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня.
Современные программы должны сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей и педагогов на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.
Программы для дошкольных образовательных учреждений могут быть комплексными и парциальными. Комплексная программа включает в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
Любая программа подвергается экспертной оценке, которая осуществляется специальным экспертным советом. При положительной оценке программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.
136
К программам нового поколения (1990-х гг.) относятся три программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию в работе дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Одной из первых практическим работникам дошкольных учреждений была рекомендована программа «Радуга». Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» представляет собой пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.
В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущая роль в этой программе отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.
В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.
137
В структуре программы «Радуга» имеются следующие разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности».
Программа «Радуга» дает возможность развития имеющихся способностей у ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от других программ в «Радуге» расширено содержание формирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.
Использование на практике всех программ «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микроклимата, гуманное отношение к ребенку, внимание к вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.
В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует программу «Радуга».
Коллективом сотрудников под руководством известного психолога Л.А. Венгера разработана и рекомендована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие». Об особенностях этой программы уже говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредоточили свое внимание на целостном развитии ребенка. Программа ориентирована на дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития.
138
Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.
В целом программа «Развитие» рассчитана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство».
Эта комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.
Во введении к программе дается «Слово к воспитателю», в котором отмечается, что «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала». Все содержание программы по трем возрастным группам объединяется в четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.
139
В каждой части дается характеристика возрастных особенностей детей и конкретизируются задачи воспитания и развития дошкольника. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».
По каждому направлению работы с детьми конкретизируются задачи их воспитания и развития. После каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного материала. При этом выделяется три уровня – низкий, средний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».
Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.
Проследим на примере этой программы, как решаются общие и конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей каждой возрастной группы.
В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыками, развитием потребности в активной двигательной деятельности.
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
140
4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.
5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстниками и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.
6. Способствовать развитию воображения и творчества, прививать интерес к художественной деятельности с элементами творчества.
Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:
• развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);
• пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);
• приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользоваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выражать просьбы спокойным тоном;
• воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;
• развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);
• формировать представления детей о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.
141
В части II – «Средний возраст» – задачи воспитания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показывает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и развития детей средней возрастной группы:
1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.
2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности и представление об окружающем.
3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.
4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.
5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
В части III – «Старший возраст» – основные задачи воспитания ориентируют работников дошкольных учреждений на уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.
Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:
1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Развитие гуманистической направленности отношений детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.
4. Развитие познавательной активности, познаватель-, , ных интересов интеллектуальных способностей.
5. Развитие у ребенка стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
6. Развитие детской самостоятельности и инициати-1Д2 вы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
142
Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщаться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.
Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа. Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.
Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история, география и культура Родины; грамота; развитие речи и речевого общения; овладение вторым языком; здоровье.
В базисной программе развития ребенка-дошкольника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.
Впервые программа «Истоки» ввела во все направления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ориентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каждому из направлений развития и воспитания детей.
Помимо перечисленных существуют и другие программы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.
143
Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л.А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руководством Г.Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».
Наличие различных программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из рекомендованных программ. А для этого программу следует внимательно изучить, подобрать дидактический и методический материал. Переход на новую программу обязательно надо начинать с младшей дошкольной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании, развитии и обучении детей, и реализованы основные теоретические положения избранной программы.
Задания для самостоятельной работы
1. Обоснуйте необходимость вариативных программ воспитания, обучения и развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. Охарактеризуйте положительное значение Типовой программы в воспитании и развитии дошкольников в детском саду.
3. Перечислите современные программы воспитания, развития и обучения детей. В чем их различие?
4. Какие требования предъявляются к авторам при составлении программ нового поколения?
5. Какие задачи воспитания и развития детей прослеживаются в программе «Детство»?
6. Программа «Радуга» и ее структура.
7. В чем своеобразие программы «Развитие»?
8. Структура программы «Истоки» и ее отличие от других программ нового поколения.
9. Раскройте раздел программы «Истоки»: «Содержание и условия педагогической работы».
144
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература