logo search
Programma_GAK_po_Pedagogike

10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)

Трудовое воспитание (ТВ) процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда для передачи производственного опыта, развития трудовых умений, воспитания трудолюбия и других качеств. В задачи ТВ так же входит начальное профессиональное образование и профориентация. В основу классической советской педагогики были заложены принципы связи обучения с трудом.

Функции труда – обучающая, развивающая.

Большой вклад в развитие концепции трудового воспитания сделан Макаренко А.С., Сухомлинским В.А. и другими.

Трудовое обучение – это процесс формирования у учащихся знаний, умений, навыков в области труда.

Система ТВ – представляет совокупность задач, содержания, методов, средств.

Задачи ТВ: формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах, выработка, умений работать с простейшими инструментами и станками, развитие интеллекта, ума, воли и т.д.; формирование добросовестного отношения к труду, потребность в нем, подготовка к выбору профессии. Из задач ТВ вытекает его содержание. В школе проводятся уроки труда, организуются различные виды трудовой деятельности в том числе и во внеурочное время.

В ТВ используются методы беседы, педагогического требования, поручение, соревнование, упражнения и т. д.; формы: встречи с людьми, труда, вечера защиты профессии, экскурсии, различные трудовые акции и т.д.

Результатами ТВ школьников являются: потребность в труде, трудовая активность, знание о производстве, трудовые умения и навыки, готовность к выбору профессии.