logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

3. Основные категории педагогики

Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат.

Понятия и категории педагогики выражаются в терминах. Научная терминология отличается точностью, однозначностью, краткостью, определенностью, системностью. Не вся педагогическая терминология обладает этими свойствами. Поэтому она постоянно пополняется, обновляется, уточняется, совершенствуется.

Схема 14

Большинство современных ученых-педагогов называют в качестве основных категорий педагогики следующие: образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также относят понятия: педагогический процесс, социализация личности, формирование личности, педагогическое общение и другие. Педагогика оперирует и такими понятиями, как развитие, индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания.

Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы присуще и человеку. Это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, групповая деятельность и т. п.) и внутренних (задатки, собственная активность личности и т. п.), управляемых (воспитание и caмовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов.

Развитие - это общий процесс становления человека в физическом, психическом. интеллектуальном, духовном плане. Соответственно, говорят о физическом, психическом, интеллектуальном, духовном развитии.

Термином «формирование» в педагогике обозначают процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности.

Процесс развития человека под воздействием социальной среды обозначают термином «социализация».

В ходе социализации происходит усвоение и воспроизводство индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности или группе. Социализация, происходящая под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, есть воспитание (в широком социальном значении).

Дать определение такой категории, как воспитание сложно, так как под воспитанием понимают и социальное явление, и явление общечеловеческой культуры, и педагогический процесс, и воспитательную деятельность (см. схему 15).

С учетом вышесказанного, дадим общее (не строгое) определение воспитания как категории педагогики.

Воспитание - это процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений по передаче, усвоению и воспроизводству социального опыта и общечеловеческой культуры.

Целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение целей и задач образования, называют педагогическим процессом.

Воспитание - педагогический процесс. С категорией воспитания тесно связана еще одна категория педагогики - обучение. Обучение - это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности. Из этого определения следует, что обучение - также педагогический процесс. Вообще понятие педагогический процесс исполняет роль центрального, стержневого понятия, оно выражает сущность предмета педагогики - образования.

Схема 15

Образование - многозначная категория. Первоначально под образованием понимали передачу важнейших жизненно необходимых сведений и навыков. В современной трактовке образование - это процесс и результат воспитания, обучения, развития личности (см. тему 1.1). Один из смыслов понятия «образование» заключается в строительстве человеком своего образа «Я». Другие не менее важные понятия педагогики определим в соответствующих темах.