logo search
Болотина,Баран,Комарова Дошкольная педагогика

Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста

Зная общую цель воспитания детей дошкольного возраста и исходящие из нее конкретные задачи, ра­ботники дошкольных образовательных учреждений, опираясь на предложенные им программы, определя­ют содержание процесса обучения, воспитания и раз­вития детей различных возрастных групп.

Прежде чем знакомиться с содержанием учебно-воспитательного процесса, следует усвоить сущность воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

В воспитательном процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель вос­питания и развития детей, формы и методы, направ­ленные на реализацию цели и содержания воспитания, предполагаемый результат.

Воспитательный процесс – это специально орга­низованный процесс для получения определенного ре­зультата на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Это процесс двусторонний. В нем участвуют воспи­татели и воспитуемые. Дети в процессе воспитания являются и объектом, и субъектом воспитания. По отно­шению к воспитателю ребенок выступает как объект, на которого направлены воздействия взрослого, а сам по отношению к сверстникам и другим детям может выступать как субъект воспитания. Например, в про­цессе игровой деятельности ребенок предъявляет тре­бования выполнять правила игры к другим детям; по отношению к этим детям он является своеобразным субъектом воспитания.

84

Следует помнить, что воспитательный процесс будет только в том случае эффективным, если ребенок проявляет заинтересованность и активность.

Процесс воспитания дошкольников длительный и непрерывный, результат его проявляется не сразу. Толь­ко в старшей группе детского сада более или менее отчетливо видны результаты деятельности воспитателя, музыкальных работников, педагога по физическому воспитанию, педагога психолога. В полной мере резуль­таты воспитательного процесса проявляются только в школе. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений должны наблюдать за своими выпускника­ми, обучающимися в начальных классах школы. Это поможет увидеть положительные результаты своей де­ятельности, отметить недостатки и должным образом провести корректировку воспитательного процесса.

Результаты воспитания по отношению к разным детям не могут быть одинаковыми. Это объясняется индивидуальными особенностями ребенка, неравно­мерностью его психического и физического развития. Большое внимание на результат воспитания оказывает жизненный опыт воспитанников, их семьи и окруже­ния. Поэтому воспитатель при организации процесса воспитания должен учитывать всю совокупность вос­питательных влияний, их взаимосвязь, особое внима­ние обращая, на те факторы, которые могут оказать отрицательное воздействие на ребенка.

В воспитательном процессе дети вступают в сис­тему отношений: к окружающему миру, к природе, к сверстникам и взрослым, играм и занятиям и т. д. Что­бы вникнуть во внутренний мир ребенка, необходимо постоянно анализировать те отношения, в которые он вступает в процессе активной и разнообразной деятель­ности. Задача воспитателей заключается в том, чтобы в ходе воспитательного процесса целенаправленно и сознательно направлять складывающиеся отношения воспитанников, не забывая при этом о личностно-ориентированной педагогике.

Воспитательный процесс не остается неизменным, он постоянно развивается и изменяется. Это обусловле­но возрастными, индивидуальными особенностями де­тей, новыми теоретическими положениями психологии, физиологии и педагогики.

85

Движущие силы, которые определяют изменчи­вость, подвижность воспитательного процесса, связа­ны с противоречивостью развития личности ребенка и самого процесса воспитания. Противоречия могут быть ' внешними и внутренними.

Внешние противоречия связаны как с деятельнос­тью воспитателя, так и с деятельностью воспитанни­ков. С первых дней пребывания в детском саду дети включаются в его режимные моменты, осваивают оп­ределенные правила и нормы поведения в группе, на занятиях, на прогулке. Все эти требования исходят от взрослых. Но часто в силу домашнего воспитания, осо­бенностей физического и психического развития, дети не готовы к выполнению поставленных перед ними правил, задач, требований. Возникает противоречие. Чтобы этого не происходило, все правила, задачи, нор­мы поведения должны быть продуманы и приведены в соответствие с возрастными возможностями детей, уровнем их развития, с одной стороны, и целями вос­питательного процесса – с другой. При этом необхо­димо рассчитывать на «зону ближайшего развития» ребенка, на формирующиеся функции.

К внутренним противоречиям воспитательного про­цесса относится противоречие между возрастающими внешними требованиями к ребенку и его личными стремлениями. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями также ведет к возникно­вению внутреннего противоречия.

Все противоречия в воспитательном процессе долж­ны быть разрешены. Преодоление противоречий спо­собствует развитию и воспитанию ребенка.

Систему воспитания и развития определяют прин­ципы воспитания, принятые педагогической наукой.

Система воспитательной работы дошкольных об­разовательных учреждений организуется по следую­щим принципам:

• воспитание личности в процессе деятельности;

• единство требований к воспитаннику и уважение его личности;

• сочетание педагогического руководства и развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей;

• соответствие воспитания возрастным и индивиду­альным особенностям детей.

86

Главными факторами воспитания и развития лич­ности являются деятельность и общение ребенка. Именно эти факторы определяют процесс психичес­кого развития и воспитания ребенка, формирование его взглядов, суждений, оценок, отношений и в конечном итоге – формирование качеств личности.

В процессе специально организованной деятель­ности с ее определенным содержанием дети овладева­ют культурными ценностями общества, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми.

От возраста к возрасту деятельность детей изме­няется – расширяется, наполняется новым содержа­нием, становится более сложной. Воспитатель до­школьного учреждения, организуя деятельность детей, определяет ее конечный результат и таким образом влияет на их развитие.

В дошкольном возрасте ведущими видами деятель­ности являются – игровая, познавательная, художе­ственно-эстетическая, предметная, оздоровительная.

Все вышеперечисленные виды деятельности нахо­дят место в воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений, но при этом имеются специфические особенности их использования в рабо­те с детьми различных возрастных групп.

Опираясь, на теорию деятельности А.Н. Леонтье­ва, можно утверждать, что развитие психики зависит не просто от любой деятельности ребенка, а от веду­щей деятельности. Каждая возрастная группа детей в своем развитии характеризуется своим видом ведущей деятельности. Для дошкольников такой ведущей дея­тельностью является сюжетно-ролевая игра. Но для психического развития детей дошкольного возраста и их воспитания важную роль играет общение (как вид деятельности, присущей человеку), конструирование, изобразительная деятельность.

Принцип единства требований к ребенку и ува­жение его личности ориентирует педагогов на гуман­ное отношение к ребенку, на создание доброжела­тельного микроклимата в детском коллективе. Воспитатель должен не только заботиться о детях, но, самое главное, в каждом ребенке видеть личность, которая имеет свое мнение

87

Это право ребенка на самостоятельное мнение следует уважать, ни при каких обстоятельствах не унижать его достоинство, не допускать придирчивости и предвзятости. Требова­ния к ребенку должны быть понятными ему, соответ­ствовать его возможностям.

Воспитательный процесс управляем. Главная фигу­ра в нем – педагог, организующий деятельность детей. Поэтому принцип сочетания педагогического руковод­ства и развития инициативы и самодеятельности де­тей занимает важное место в воспитательном процес­се. На основе этого принципа строится вся работа с детьми, т. е. определяются ее содержание, формы и методы. Содержание игр, музыкальных занятий, обще­ние с природой должны способствовать развитию са­мостоятельности, инициативы детей. Особенно хорошо это заметно в сюжетно-ролевых играх детей. Конечно, воспитатель должен учитывать, что самостоятельность и инициатива детей дошкольного возраста носят отно­сительный характер, так как дети имеют еще незначи­тельный жизненный опыт.

Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей ориентирует до­школьных работников на личностную модель воспита­ния. Воспитатели должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности их психического и физиоло­гического развития на каждом возрастном этапе. Для каждого ребенка воспитатель должен быть добрым, четким, уметь привлекать и правильно оценивать его дела, поведение. Поэтому воспитателю особенно важно знать внутренний мир каждого ребенка, домашнюю обстановку. Сами дошкольники очень эмоциональны, и каждое замечание от взрослых они часто воспринима­ют неадекватно своему поведению.

Зная цель, задачи, сущность процесса воспитания его основные принципы, можно определить направле­ния и содержание учебно-воспитательного процесса дошкольников.

Физическое развитие дошкольников

Анализ всех программ воспитания и развития де­тей дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание детей.

88

В базисной программе «Истоки» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется «Растим де­тей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Серьезное внимание физическому воспитанию уделяется и в программе «Радуга».

Особенности организма дошкольника требуют вни­мательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – увеличиваются рост, масса тела, раз­вивается двигательная активность. Важной задачей воспитателя является развитие физических способно­стей ребенка – силы, ловкости, выносливости.

Формирование движений, становление двигатель­ной активности начинается у детей задолго до рожде­ния и продолжается на всех этапах дошкольного дет­ства. В первые пять лет особенно активно происходит накопление двигательного опыта.

Для нормального физического развития детей не­обходимы специальные упражнения, укрепляющие слабые мышцы плечевого пояса, туловища, ног. Еже­дневно во всех возрастных группах детского сада про­водится утренняя гимнастика. Ее цель – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Ут­ренняя гимнастика и специальные занятия физкульту­рой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребен­ка, способствует хорошему настроению в течение все­го дня.

Большое место в физическом развитии ребенка занимают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в про­межутке между занятиями. Подвижные игры обяза­тельно включаются в музыкальные занятия.

Игры младших дошкольников организует воспита­тель, а старшие дошкольники учатся организовывать подвижные игры самостоятельно. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, само­стоятельности в игре стимулирует у дошкольников стремление к еще большей физической активности.

Забота о здоровье детей и их физическом развитии тесно связана с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

89

Помимо ежедневной утренней гимнастики два раза в неделю во всех группах дошкольного образователь­ного учреждения проводятся специальные физкультур­ные занятия. Их цель – обучить детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, на­правленным на развитие координации тела и повыше­ние самостоятельной двигательной активности. Заня­тия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия с группами детей раннего возра­ста проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной ак­тивности осуществляется во время прогулки. В боль­шей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содер­жание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материа­ла для дальнейшей работы с ним в группе. Интерес у детей вызывает прогулка, во время которой они учат­ся наблюдать явления природы, жизнь людей, объек­ты социума.

Физическое воспитание детей дошкольного возра­ста тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложе­ны в специальных инструкциях и методических пись­мах для дошкольных работников. В детском саду по­стоянно осуществляется медицинский контроль за развитием детей и состоянием их здоровья, проводят­ся профилактические мероприятия для укрепления здоровья. Авторы комплексных программ воспитания и развития дошкольников большое внимание уделяют формированию привычек к здоровому образу жизни, потребности в чистоте и аккуратности, культуре пове­дения и самостоятельной двигательной активности.

Так, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. В младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться, убирать игрушки. Они должны знать и называть предметы, необходимые для умыва­ния, купания и уборки помещения. Особое место зани­мает работа по воспитанию навыков и умений поведе­ния за столом.

90

На последующих этапах возрастного развития детей культурно-гигиенические представления и прак­тические умения усложняются. К старшему дошколь­ному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятель­но выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п. Старшие обучают малышей.

Эффективное физическое воспитание и развитие дошкольников возможно при точном соблюдении ре­жимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогичес­ки и физиологически обоснованный распорядок жиз­ни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствую­щий особенностям возрастного развития детей.

Режим дня – это не просто регламентированное времяпрепровождение, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитатель­ное значение.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей прежде всего культурно-гигиенических привы­чек, навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными

Режим меняется с возрастом детей. В младшей группе много времени уходит на одевание после сна, при подготовке к прогулке. Внимание детей неустой­чиво, они отвлекаются на каждую новую для них си­туацию, поэтому естественно, что для них отводится больше времени на самообслуживание. А вот учебные занятия у малышей занимают не более 15 минут.

С возрастом сокращается время на самостоятель­ную деятельность по самообслуживанию, увеличива­ется время прогулки, проведения учебных занятий. В старшей и подготовительной возрастных группах учебное занятие может продолжаться 25 – 30 минут, а в день их может быть 2 – 3 с перерывами.

В дошкольном образовательном учреждении есть только ему присущая особенность – режим жизни

91

детей меняется с изменениями времени года. В летнее время дети меньше занимаются, а больше находятся на воздухе, играют. Режим не должен быть для детей сплошным ожиданием друг друга – на обед, на про­гулку. Одни дети моют руки к обеду, другие уже садят­ся за стол. Только к учебным занятиям все приступают одновременно. Для каждой возрастной группы режим должен быть постоянным. Это лучше формирует у детей привычки поведения и помогает воспитанию самостоятельности.

Большую роль в организации положительного на­строя ребенка играет утренний прием. Ведь оттого, как будет принят ребенок в детском саду, зависит весь его день. Часто плохое настроение одного ребенка влияет на других детей. Обычно утренний прием проводится на воздухе, лишь в плохую погоду в помещении. Во время приема детей воспитатель имеет возможность общаться с родителями. Такое общение можно сплани­ровать. Наметить, что надо сообщить родителям, о чем попросить, что напомнить. Хорошо, когда родители утром узнают о делах на день и на текущую неделю. Во время утреннего приема можно сообщить отдельным родителям о том, как идет воспитание привычек пове­дения, как ребенок относится к учебным занятиям. Во время беседы с родителями необходимо прежде всего говорить об успехах ребенка пусть даже самых незна­чительных. На фоне успехов отрицательные замечания воспринимаются родителями не так эмоционально.

Во время приема пищи помощниками воспитателя уже являются дети. Старшие накрывают на стол само­стоятельно, а младшие работают по указанию и под­сказкам воспитателя.

Особое место в режиме жизни детей в детском саду занимают прогулки. Помимо оздоровительного значения прогулки способствуют развитию движений ребенка, его физической активности. Перед прогулкой воспитатель объясняет детям, какие игрушки они возьмут с собой, во что будут играть, на какие вопросы после прогулки они ответят. На прогулку планируется 1 – 2 подвижные игры. Весной и летом планируется труд на участке.

После обеда в режиме дня сон. Многие дети охотно спят, особенно дети младшей группы. Сон проводится в хорошо проветренном, но не в холодном помещении.

92

После полдника и вечерней прогулки дети уходят домой. Воспитатель в это время рассказывает родите­лям, как прошел день, какое настроение было у ребен­ка, что интересного он сегодня сделал, что новое узнал, как вел себя со сверстниками.

К семи годам у старших дошкольников заметны положительные изменения в физическом и функцио­нальном развитии; дети умеют сохранять и демонст­рировать правильную осанку; способны самостоятель­но выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания; прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

Социальное развитие дошкольников

Дошкольный возраст – период наиболее интен­сивного социального развития. В период дошкольного детства активно развивается речь и мышление ребен­ка. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различ­ных видах деятельности.

Социальное развитие ребенка дошкольного возра­ста нельзя представить без общего понимания социа­лизации. Социализация – это процесс усвоения вос­питанником существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Социализа­ция – это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь человека. В дошкольном детстве – это прежде всего овладение нормами социальной жизни.

В социальном развитии ребенка ведущее место за­нимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечелове­ческих нравственных ценностей. Тесно связано с соци­альным развитием нравственное воспитание дошколь­ников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и за­крепляется со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.

Высокая восприимчивость детей дошкольного воз­раста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы создают возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

93

Ведущая задача нравственного воспитания до­школьников – воспитание гуманных отношений. Что­бы эти отношения были сформированы, необходимо знать компоненты нравственного воспитания. Это прежде всего формирование нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравствен­ного поведения. В системе нравственного воспитания эти компоненты выступают в единстве.

Нравственное и социальное развитие личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Уже в дошколь­ном возрасте эти отношения строятся на основе опре­деленных правил, указаний и требований взрослых.

Процесс нравственного воспитания, как мы уже указывали, невозможен вне социального развития лич­ности ребенка. Воспитание гражданственности, трудо­любия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети активно включаются во взаимоотношения со взрослыми, сверст­никами и учатся оценивать и познавать самих себя.

В младшем возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственни­ков, в детском саду – это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на прогулке дети задают много вопросов.

Взрослый является для детей тем человеком, кото­рый все знает, на все вопросы ответит, даст необходи­мую информацию. Для младшего дошкольника взрос­лые – непререкаемый авторитет, и дети стараются под­ражать им в словах, поведении. В этом возрасте им свой­ственно копирование. В среднем и старшем дошкольном возрасте – простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает со­трудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в воз­расте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.

Общение взрослых с детьми дошкольного возрас- та не простое. От поведения взрослых в наибольшей степени зависит приобщение ребенка к реальному миру, удовлетворение его интересов.

94

Иными словами, взрослые должны помогать социальному развитию ребенка. Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе «Детство» есть специаль­ный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для воспита­теля важно, чтобы дошкольники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о малышах. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выпол­нять в детском саду, а потом в школе, определенные правила. Уже в старшем дошкольном возрасте в отно­шениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость, заботливость, готов­ность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками более активно идет и соци­альное развитие ребенка. Он учится самооценке, са­мопознанию.

Нравственное воспитание детей дошкольного воз­раста в большей степени связано с эмоциональной сферой ребенка, его переживаниями. Огорчение и ра­дость, восторг и смущение – все это характерно для дошкольников. Поэтому естественно, что нравственное воспитание и социальное развитие детей требует яр­ких примеров из литературы, кинофильмов, участие детей в постановке сказок, в создании кукольного те­атра и т. п. Нравственные чувства, возникающие у детей в таких видах деятельности, служат своеобраз­ным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения.

Социальное развитие дошкольников и их нравствен­ное воспитание связаны с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию прежде всего предполагает фор­мирование интереса к некоторым историческим событи­ям, воспитание чувства уважения к культурному насле­дию своего народа. Эта работа проводится с учетом возраста детей и их жизненного опыта. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, бы­лин – все это способствует воспитанию гражданствен­ности, пониманию традиций своего народа.

95

Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формирование черт характера и качеств личности. Поведение воспитателя, его отношение к детям, требо­вания, которые он предъявляет, формируют личность ребенка, причем чрезвычайно важна общая направлен­ность личности ребенка – растет ли он созидателем, активным деятелем или потребителем, эгоистом, стре­мящимся получить от всех как можно больше для себя.

Планируя содержание нравственного воспитания детей различных возрастных групп, воспитатель про­думывает, какие нравственные качества он будет вос­питывать у детей, какими средствами и методами при этом он будет пользоваться. Так при воспитании целе­устремленности, воспитатель учит детей ставить цель своей деятельности, затем подсказывает ребятам как можно достичь этой цели, дает образец выполнения задания, вместе с детьми намечает пути достижения цели. Постепенно дети учатся самостоятельно ставить цель игры, цель работы в живом уголке и т. д.

У дошкольников воспитывают скромность, так как часто дети любят хвалиться, фантазировать о себе и своих родителях. Воспитатель же помогает ребенку критически оценивать свои возможности, результаты своей деятельности, учит детей правильно оценивать свои достоинства и недостатки.

Формирование положительных нравственных ка­честв – это результат целенаправленной последова­тельной работы воспитателей. Большого терпения тре­бует работа по преодолению уже сложившихся нежелательных качеств.

Причины невоспитанности ребенка разные: изба­лованность ребенка в семье и, наоборот, недостаток внимания к нему; чрезмерная любовь к ребенку, про­являющаяся в немедленном выполнении каждого его желания, и постоянные наказания ребенка, отсутствие единых требований в семье и последовательности их предъявлений. Воспитатель с помощью наблюдений, бесед с родителями и специальной диагностики выяв­ляет причины отклонения ребенка от нормы поведе­ния, намечает пути воспитательной работы с ним, очень внимательно следит за всеми положительными проявлениями такого ребенка и использует систему похва­лы, поощрения, доверия и т. п.

96

Таким образом, нравственное воспитание и соци­альное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого под­хода воспитателей и всех дошкольных образователь­ных учреждений к его реализации.

Умственное воспитание дошкольников

В содержание воспитательного процесса детей до­школьного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умствен­ного воспитания, необходимо глубоко знать закономер­ности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают психологи, педагоги, физиологи. Изучение возрастных возможностей умственного разви­тия детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей, познаватель­ных интересов, формирования наглядно-образного мыш­ления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяются со­держание и методы умственного воспитания на разных этапах возрастного становления ребенка.

Умственное воспитание – это прежде всего разви­тие активной мыслительной деятельности дошкольни­ков. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, вооб­ражения, восприятия, памяти, мышления.

Основой умственного развития и воспитания ребен­ка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и

97

называть цвета, формируют у них представление об от­тенках, развивают способность при рассмотрении кар­тины видеть, как с помощью цвета достигается художе­ственная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удоволь­ствие от слушания музыки, рассматривания произведе­ний искусства. Сенсорное воспитание предполагает раз­витие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Особенно важно развивать у детей зву­ковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру слова, отражать в речи свои ощуще­ния, понимание эмоциональной ситуации при изложе­нии и пересказе событий из жизни и жизни литератур­ных героев, особенно сказочных.

В дошкольном возрасте устанавливаются простран­ственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстни­ками, особенно в разговорной речи.

Сенсорное воспитание направлено на развитие тактильной чувствительности – умения различать на ощупь качество предметов и правильно их называть. При этом дети оперируют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холод­ный», «теплый». Одна из сторон сенсорного воспита­ния – развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Для определения свойств и качеств предмета де­тей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с младшими дошкольниками. Обследование – это специально организованное восприятие, направ­ленное на определение детьми формы, величины пред­мета, его свойств. Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлага­ется внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шари­ки, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает воз­можность различать предметы по форме, цвету, каче­ствам. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или назва­ния предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружаю­щей действительности в целом.

98

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспи­татель продвигается с детьми от простого к сложному. В старшем дошкольном возрасте дети уже анализиру­ют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по фактуре, что, естественно, еще не доступно детям млад­шей возрастной группы.

Обследование предметов, их свойств и качеств свя­зано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблю­дении за явлениями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают воп­росы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета листья деревьев весной?», «Ка­кого цвета листья клена, березы осенью?» Приобретая опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученным знаниями в других жизненных ситуациях.

Сенсорное воспитание как составную часть ум­ственного развития детей невозможно осуществлять эффективно, если не вести работу по развитию речи дошкольников. В детском дошкольном учреждении ре­шаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словаря ребенка, формирование грамма­тического строя речи, развитие связной монологичес­кой и диалогической речи.

Речь является важнейшей формой общения детей со взрослыми и сверстниками, формирование речи начинается с общения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показывает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определен­ные просьбы, дает указания и т. п. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмо­ционального восприятия. Постепенно начинает форми­роваться диалогическая речь. Наиболее сложным ви­дом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе опре­деленное связное содержание.

В последние годы в дошкольных учреждениях осо­бое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи оказывает впо-

99

следствии положительное влияние на грамотность ре­бенка, его умение регулировать темп и громкость речи, ее выразительность.

Успехи в звуковой культуре речи возможны при условии развития у детей слухового внимания, фоне­матического и речевого слуха. Для решения этих задач воспитатель развивает речедвигательный аппарат и речевой слух.

Для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения воспитатели используют различ­ные игры как на специальных занятиях, так и в сво­бодной игровой деятельности. Это прежде всего зву­коподражание животным, потешки, скороговорки.

В процессе работы по речевому развитию детей обогащается словарь воспитанников, идет его закреп­ление, уточнение, систематизация. Для этого использу­ются описания погоды, пересказ сказок, рассказывание о проведении воскресного дня, упражнения по продол­жению сказки, придумывания ее окончания.

Работа по обогащению словаря связана с форми­рованием грамматического строя речи. Дети учатся правильно изменять слова по падежам, четко произно­сить окончания слов, пользоваться всеми частями речи. Лучше всего это осуществляется на занятиях и в игре. Именно здесь воспитанники учатся использовать раз­личные грамматические формы.

Работа по обогащению словаря дошкольника и формированию грамматического строя речи подготав­ливает детей к связной речи. Речь ребенка должна быть последовательной, логичной и грамматически правиль­ной. Учитывая особенности и сложности русского язы­ка, воспитатели систематически и целенаправленно работают над речью детей, подбирают специальные упражнения, включают в занятия с детьми дидактичес­кие игры, учат творческому пересказу сказки, расска­за. При этом обращают внимание на красоту языка, учат детей подбирать слова, чтобы пересказ был кра­сивым и правильным.

Особого внимания заслуживает работа в подгото­вительной группе детского сада, где ребята учатся членить предложения на слова, слова на слоги, на звуки, обучаются слоговому чтению слов, составляют слова и предложения из разрезной азбуки.

100

В связи с неравномерностью развития речи у каж­дого ребенка, работа воспитателя должна быть инди­видуально ориентированной. Работая в группе с малым количеством детей, воспитатель учитывает индивиду­альные особенности ребенка – темп его речи, грам­матический строй, умение описывать в рассказе окру­жающий мир. В связи со всем этим и проводится индивидуальная работа с детьми в процессе общей де­ятельности.

В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представ­лений и конструирование. Математическая подготов­ка детей дошкольного возраста включает обучение счету, развитие количественных представлений, обу­чение решению и составлению простых математиче­ских задач.

Уже в младшем возрасте в семье, а затем в до­школьном учреждении дети усваивают и закрепляют такие понятия как «больше», «меньше», «поровну», «большой», «маленький», «длиннее», «короче», «выше», «ниже», «шире», «уже», «толще». Все это понятия не просто способствуют развитию математического мыш­ления, но и формируют элементы логического мышле­ния, что очень важно для умственного развития и вос­питания дошкольников.

В процессе игры, на занятиях и в режимные мо­менты работы группы ребята учатся определять рас­положение предметов, направление, длину.

Во всех комплексных программах воспитания и развития детей дошкольного возраста умственное вос­питание и развитие обязательно предполагает освое­ние математических представлений и понятий. Делать это рекомендуется в процессе повседневной жизни, во время прогулок, в дидактических играх и на специаль­ных занятиях. Так, в программе «Радуга» во время прогулки при знакомстве с числом «один» рекоменду­ется сделать с детьми солнечные часы, а при знаком­стве с числом «два» – подобрать пары (пара глаз, пара рук, пара носков и т. п.). При развитии предпосылок логического мышления воспитателям рекомендуется использовать потешки, загадки, скороговорки, различ­ные геометрические головоломки, работу с конструк­торами.

101

В целом можно определить, что для умственного раз­вития используются самые разнообразные средства, ко­торые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его индивидуальной интеллектуальной деятельности.

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание основано на стремлении де­тей к активности и самостоятельности. Элементы тру­довой деятельности и направлены на удовлетворение их потребности в активной деятельности. Ребенка при­влекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием тру­довой деятельности, бросают работу, не доводят ее до конца. Так, девочка начала стирку, выстирала только одно платье куклы, а дальше стирку прекратила. Маль­чик строил железную дорогу, работая с конструктором, дорогу до конца не достроил и уже пустил по ней па­ровозик.

Такое отношение детей к результату труда соот­ветствует их ситуативным интересам.

Перед воспитателем и стоит задача – сформиро­вать устойчивый интерес детей к конечному результа­ту любого труда. Именно это и способствует воспита­нию трудолюбия у ребенка.

С малых лет ребенка приучают к аккуратному обращению с игрушками, учат их беречь и ремонтиро­вать в случае необходимости, укладывать их на место. Впоследствии эту работу дети проводят самостоятель­но. Значит, именно под руководством взрослых дети получают знания о труде, о профессиях, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины, выпекал хлеб и т. п. Ребята в семье, в детском саду обучаются не толь­ко трудовым умениям и навыкам, но и постоянно зна­комятся с трудом взрослых. Такое знакомство воспи­тывает у детей уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему тому, что создано чело­веком. Работа эта сложная, так как ребенок видит в жизни и негативное отношение к материальным цен­ностям. Поэтому другая задача воспитателя – раскрыть значимость создаваемых материальных ценно­стей для каждого человека, для семьи и государства.

102

Последовательно и настойчиво воспитатель фор­мирует у детей умение трудиться в группе. Именно в совместной деятельности дошкольники учатся распре­делять обязанности, выполнять поручения-сверстника или старшего по возрасту. Многие дошкольники стре­мятся в процессе выполнения трудовых поручений проявлять творчество, вносить в работу элементы игры. В совместной деятельности дети учатся оказывать помощь другому, доброжелательным отношениям. Если труд организован правильно, ребенок прилагает опре­деленные усилия, развивает физическую силу и волю. Организуя трудовую деятельность дошкольников различных возрастных групп, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным.

В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в приро­де, ручной труд. С помощью труда по самообслужива­нию у детей воспитываются навыки и умения быть са­мостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию детей приучают с раннего детства.

Хозяйственно-бытовой или просто бытовой труд в детском саду связан с дежурством в группе. Это мо­жет быть дежурство по подготовке к обеду, ужину, работе в живом уголке, подготовке учебной или игро­вой комнаты.

Труд в природе не только способствует формиро­ванию умений и навыков, но и особенно положительно влияет на нравственно-социальное становление лич­ности ребенка. Дети с большой любовью ухаживают за животными, готовят грядки, весной ухаживают за цве­тами. Именно труд в природе дает возможность уви­деть ее красоту, сезонные изменения, постичь особен­ности цветовой гаммы растений, создавать прекрасное в детском саду из природного материала.

Ручной труд детей направлен на развитие мелких мышц, творческого воображения, формирование само­стоятельности в том или ином виде трудовой деятель­ности – работа с картоном, тканью, бумагой. Ручной труд чаще всего связан с игрой. Это игра в скорую помощь для книг и игрушек, работа ателье модного платья, ремонта и починки обуви, настольных игр.

103

В целом различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо пред­ставляя свои трудовые обязанности. Кроме того, вос­питатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, способность распределять обязанности между детьми, если труд носит коллективный характер.

Как видно, направления и содержание трудового воспитания детей многогранны. В отборе его содержа­ния воспитателю помогают комплексные программы воспитания и развития детей дошкольного возраста, которые связаны с возрастным развитием детей. Так, программа «Истоки» обращает внимание педагогов детского сада на безопасность поведения в процессе трудовой деятельности. У детей необходимо вырабаты­вать осторожное поведение в ситуациях, которые мо­гут быть опасными для ребенка.

Воспитатели систематически и целенаправленно обучают детей как нужно вести себя на участке детс­кого сада, в поликлинике, на улице и т. д.

В процессе участия дошкольников в труде дети могут взять в руки опасные для здоровья вещи. Взрос­лый учит ребенка пользоваться ножницами, ножом, но обязательно индивидуально и при этом должен быть рядом с ребенком. Главное – это уважать труд ре­бенка, показывать его значимость для других. Только в этом случае дети научатся уважать труд других людей.

Эстетическое воспитание дошкольников

Отечественные и зарубежные исследователи ус­тановили, что дети рано воспринимают красоту игруш­ки, природы, музыки. Они могут восхищаться красо­той цветов или изображения сказочных героев в детской книге. Во всех исследованиях подтверждается идея чувственного восприятия детьми окружающей действительности.

Эстетическое развитие и воспитание дошкольников нельзя себе представить без целенаправленной и систематической работы всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения без создания в учреждении, в группе эстетической педа­гогической среды.

104

Дети с большим удовольствием участвуют в укра­шении своей групповой комнаты, устраивают выстав­ки поделок из природного материала, своих рисунков.

Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умений ценить прекрасное в жизни.

В содержании воспитания и развития детей дошкольного возраста эстетическому воспитанию детей различ­ных возрастных групп отводится одно из ведущих мест. В современных программах для дошкольных образова­тельных учреждений это направление воспитания имеет разные названия – эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; раз­витие музыкальности. В целом все эти направления ра­боты с детьми направлены на эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети­ческого вкуса и способностей.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществ­ляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образо­вательной работой дошкольного учреждения.

В процессе эстетического развития и воспитания детей важную роль играет развитие художественно­го творчества дошкольников на каждом возрастном этапе. Деятельность педагогов по развитию художе­ственного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы. Детское творчество связано с жизнью, и эта связь обогащает содержание детской художественной де­ятельности.

105

Всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством выражается в том, что эстетическим воспитанием и художественной дея­тельностью охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводить занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Также сле­дует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью. Индивидуаль­ный подход в эстетическом воспитании связан с выяв­лением индивидуальных различий детей и определе­нием оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.

Работа по эстетическому воспитанию осуществля­ется в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать ребят о том, что они видели по до­роге в детский сад, предложить описать виденное, под­черкнуть, что особенно понравилось. В группе можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация. Часто воспитатели сами начинают день с рассказа детям, что красивое видели сами, какие цвета листьев на деревьях осенью их удивили.

Такое содержательное общение необходимо детям. Оно стимулирует у ребят желание видеть и замечать красоту в окружающей жизни. Каждый момент дет­ской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать педагогическую эстетическую среду, чтобы детей окружала красота. Дети сами должны участвовать в создании красоты в детском саду – ухаживать за цветами, красиво расставлять игрушки в группе, готовить рисунки в подарок родителям и т. п.

Чтобы решать задачи эстетического развития и воспитания детей, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского твор­чества. Это позволит ему тонко и тактично поддержи­вать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, так как само по себе творчество мо­жет развиваться лишь у отдельных индивидов.

106

Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказываю­щего влияние на преобразование окружающей среды.

Результат творчества взрослых – новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребенок новый для общества про­дукт не создает. Значение его творчества ограничива­ется созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересовано в творческом развитии каж­дого.

Характеризуя творчество детей, известный дидакт И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности:

1. самостоятельный перенос ранее усвоенных зна­ний в новую ситуацию;

2. видение новой функции предмета (объекта);

3. видение проблемы в стандартной ситуации;

4. комбинирование ранее известных способов дея­тельности в новый.

Творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями. Для малыша творческое начало в создании изображения может про­являться в изменении величины предмета, его цветовой гаммы. Проявлением творчества детей дошкольного возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями. Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета – рядом с крас­ным яблоком ребенок изображает зеленое, желтое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с оп­ределенной темой. Они дополняют рисунок еще рядом объектов, а иногда пытаются показать, что птица поет, а ребенок плачет и т. п.

Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и по­ощрять творческие находки детей, устраивать в груп­пе детского сада, в зале, вестибюле выставки продук­тов детского творчества.

Творческий характер деятельности требует созда­ния непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, к полке с игрушками, чтобы рассмотреть игрушку, иллюстрацию и т. д.

107

На таких занятиях не нужно тре­бовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях по изобразительной деятельности противоре­чит художественно-творческому характеру самой дея­тельности.

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагоги­ческий процесс игры, игровые ситуации, игровые приемы. Изобразительная деятельность своими корня­ми тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педа­гог опирается на игровые образы и ситуации, тем бо­лее личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.

Неуместны замечания детям и отрицательные оцен­ки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает эмоци­онально-радостное настроение детей, нарушает атмос­феру сказочной таинственности. Поддерживать внима­ние можно включением игровых приемов, сказочных эпизодов, стихов, предложением придумать что-то но­вое, свое, загадочное.

Повышению интереса к занятиям и созданию ра­достной, творческой обстановки помогает и обществен­ная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, – подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детс­кий праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, укра­шения к праздникам, атрибутов для игр и т.п.

Заинтересованное отношение к деятельности вызы­вает у детей возможность свободного выбора темы изоб­ражения, материалов цветового и композиционного решения темы. Созданию положительного настроя спо­собствует и уважительное, бережное отношение воспи­тателя к детскому творчеству и его продуктам, их широ­кое использование в жизни детского сада.

Целесообразно как можно чаще устраивать выставки детских работ, как в самом помещении детского сада, так и в учреждениях, где работают родители детей.

108

Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить, что любая художественная де­ятельность не терпит формализма и шаблона. Руковод­ство этой деятельностью требует творческого подхода к ней самого педагога. Творческое отношение воспитате­лей к руководству детским творчеством определяется знанием специфики той или иной художественной де­ятельности, ее образного эстетического характера, что не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации и не терпит су­хости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, еще сопровождают занятия с детьми.

Подобные явления в руководстве художественной деятельностью возникают, как правило, либо от незна­ния специфики творчества, либо от ее игнорирования.

Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве эстетического воспитания, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разносторон­него воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенап­равленное общение ребенка с природой, тем более глу­бокий след оставит она в душе ребенка, оставляя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Восприятие природы, изменчивость ее объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степе­ни зрелости и др. способствуют развитию воображе­ния детей, образного эстетического восприятия, фор­мированию образных представлений. Рассказывая о природе, воспитатель может подобрать яркие, поэти­ческие строчки из произведений поэтов и писателей. Особая роль в развитии эстетических чувств, представ­лений, воображения, эстетического вкуса принадлежит изобразительному искусству, в котором воплощены эти образы. Большого внимания в работе с дошкольниками заслуживает знакомство с произведениями художни­ков-иллюстраторов детских книг. Каждый художник изображает природу по-своему, в свойственной толь­ко ему манере, что обогащает эстетическое восприя­тие детей и их творчество.

109

Решение задач эстетического воспитания средства­ми природы не происходит само по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога: при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художествен­ной деятельности, и прежде всего в изобразительной (в рисовании, в лепке, аппликации).

В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животным и растительным миром при смене времен года. Предло­жение воспитателя, педагога изобразить картины при­роды, животных, растений всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображе­ния на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют ин­терес к природе и положительное отношение к ней.

Дети с большим удовольствием принимают предло­жение воспитателя передать объекты природы в рисун­ках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвиж­ностью, средой обитания, связью с человеком. Со многи­ми животными дети познакомились, слушая рассказы, сказки Е. Чарушина, В. Бианки, видели их изображения в детских книгах. Так Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистической манере, передавая, напри­мер, мягкость пушистого ворса детенышей и плотный более жесткий ворс взрослых животных. В основе обра­зов животных, изображаемых художником Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную де­коративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами и орнаментированные детали костюмов). Совсем по-иному изображает зверей Т. Маврина. Ее манера – условная волшебная сказочность. Ее животные на пер­вый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, условные мазки и линии, передающие мех, под­черкивают их сказочность.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось необходимо организовывать восприятие детьми животных.

110

Они могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофер­мы, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что, с одной стороны, увлекает ребенка, а с другой – не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изобразить в рисунке, аппликации. Научиться изображать животных для детей очень важ­но – это поможет им в дальнейшем создавать свои иллюстрации к сказке, рассказу.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с оз­накомлением детей с природой обогащает и знания детей о природе и развитию творчества в самой изоб­разительной деятельности. И в процессе познания природы, и в процессе ее изображения у детей разви­ваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), воображение, эмоционально-положитель­ное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются также внимание (по образ­ному выражению «ворота в мир познания») и память.

Чтобы полноценно и целенаправленно осуществ­лять эстетическое развитие и воспитание детей педа­гогу надо иметь представление о конечном результате, т. е. о том, что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. В целом ряде современных программ для дошкольных образователь­ных учреждений, особенно в программе «Истоки», да­ются показатели эстетического развития и воспитания по всем возрастным группам.

Все эти показатели можно разделить на опреде­ленные группы, связанные с направлениями эстети­ческого воспитания и с развитием общей культуры личности. Сюда относятся показатели в области эсте­тического восприятия искусства и действительности; в области художественно-творческой деятельности; в области изобразительного искусства и изобразитель­ной деятельности; в области музыки; в области архи­тектуры и конструирования.

Рассмотрим эти показатели.

111

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

• видеть и отмечать красоту произведений искусст­ва (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмо­ционально положительное отношение к ним (вы­ражать чувство удовольствия, радости, выражать желание слушать и любоваться ими);

• знать имена и некоторые произведения 2 – 3 ком­позиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

• знать и использовать в своей творческой деятель­ности основные выразительные средства искус­ства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изоб­разительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, же­сты, движения, поза, голос;

• знать и называть произведения народного искус­ства: 2 – 3 народные песни, загадки, пословицы, по­говорки, потешки, сказки; 2 – 4 вида изделий на­родного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские).

В области художественно-творческой деятельности:

• у детей должен быть сформирован интерес к худо­жественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положи­тельное отношение к предложениям педагога зани­маться изобразительной, музыкальной худо­жественно-речевой деятельностью, а также к пред­ложению рассматривать произведения изобрази­тельного искусства, народного декоративно-при­кладного, архитектуры; уметь слушать музыку и

• пересказывать произведения детской литературы и фольклора;

• у детей следует сформировать разнообразные уме­ния создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

112

• следует также сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитате­лям, оформить праздник, изготовить дидактиче­скую или настольно-печатную игру и т. п.). К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети долж­ны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

Художественно-творческая деятельность детей различных возрастных групп соответствует потребно­стям детей и их целенаправленному развитию.

В области изобразительного искусства и изобра­зительной деятельности:

• знать имена 2 – 3 художников-живописцев и 1 – 2 картины каждого;

• знать имена 2 – 3 художников-иллюстраторов дет­ских книг;

• знать 3 – 5 видов изделий народного декаративно-прикладного искусства (дымковские, филимонов­ские, городецкие, хохломские, гжельские);

• знать основные формы – круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал; называть предметы такой формы;

• знать 7 цветов спектра и по 3 – 4 оттенка или раз­новидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бордовый, зеленый, салатовый, болот­ный);

• знать изобразительные материалы для рисования, для лепки, для работы с бумагой;

• уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные дета­ли, по-своему выражая образ;

• уметь использовать различные средства вырази­тельности: линии разного характера, формы раз­ной величины и пропорции, цвет с его разновидно­стями и оттенками, композиционные средства;

• уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений, ис­пользовать их выразительные средства при пере­даче предметного образа, декоративного или при­родного.

113

В области музыки:

В начальный период обучения музыке:

• проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчетливо произносить слова, между короткими музыкальны­ми фразами брать дыхание. Петь с инструменталь­ным сопровождением и без него, прислушиваться к пению других, согласовывать свои действия с дру­гими;

• проявлять интерес к народным песням на своем родном языке;

• выделять выразительные средства музыки; разли­чать динамические оттенки музыки (громкая –ти­хая), высоту звука (высокий –низкий), ритм.

На уровне старшего дошкольного возраста:

• эмоционально положительно отзываться на музы­ку разного характера;

• проявлять творческую активность в пении, в дви­жении под музыку;

• различать веселую и грустную мелодии;

• интересоваться народной и классической музыкой;

• знать отечественных композиторов-классиков и зарубежных композиторов;

• проявлять желание слушать разную музыку и опре­делять ее характер (спокойная, грустная, веселая, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);

• уметь петь под музыку и без сопровождения, со­храняя темп, ритм музыкального произведения;

• знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, пони­мать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;

• уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

В области архитектуры и конструирования:

• знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества;

• понимать в чем сущность профессии архитектора;

• понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения;

• называть свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота; видеть красоту архи­тектурных сооружений;

114

• выделять среду, в которую включено здание, назы­вать ее составляющие;

• проявлять интерес к изготовлению разных поде­лок из бумаги и других материалов;

• проявлять стремление украшать созданные изделия;

• стремиться к творчеству при конструировании изделий.

Задания для самостоятельной работы

1.Раскройте направления воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Дайте характеристику принципов воспитания.

3. В чем заключаются противоречия процесса воспи­тания ?

4. Раскройте личностно-ориентированную модель воспитания.

5. Социальное воспитание детей в детском саду и его основное содержание.

6. Особенности умственного воспитания и развития дошкольника.

7. Задачи эстетического воспитания.

8. Раскройте роль искусства в эстетическом разви­тии и воспитании ребенка.

9. Роль природы в эстетическом воспитании дошколь­ника.

10. Объясните, что такое творчество.

11. Приведите примеры эффективности работы вос­питателя по эстетическому воспитанию детей.

115