7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
В современной педагогике нет единства по этим вопросам.
Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.
Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.
К основным закономерностям воспитания относятся:
обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;
деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;
процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;
обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.
В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.
К ним относятся:
связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;
комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;
принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;
принцип воспитания в труде;
гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;
воспитание в коллективах учащихся;
опора на положительное в личности ребенка;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;
зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;
воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.
Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.
Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.
Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.
Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.
У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.
Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).
Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.
Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.
Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а