2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
Беглость - чтение хар-ся определенным количеством слов произносимых в минуту. Учет осознанности и правильности чтения, развитию беглости способствуют заинтересованность в чтении, желании и потребности читать книги, учитывать сложность текста. Приемы работы: 1 систематический контроль за темпом чтения со стороны учителя, завуча, родителей и самого ребенка, 2 чтение вслух 3 «жужжащие» чтение 4 перечитывание (осознанное), осмысленное про себя 5 Эхо-чтение 6 чтение по цепочке 7 давать задания, задавать вопросы, ответы на которые надо найти в тексте 8 при развитии техники чтения выделять 5 этапов: начальный (до 10 слов в минуту), развитие кратковременной памяти (10-50 слов в минуту), совершенствование внимания и расширение поля чтения (50-80 слов в минуту), уверенное чтение адаптированных текстов (81-120 слов в минуту), беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту). При этом используются упражнения: аудирование, прослушивание чтения учителя, чтение за диктором, чтение в паре, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, убыстрение темпа чтения, переход на незнакомый текст, чтение с отрывом взгляда.
Система обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева (120 слов, в школе от 80 до 90 или 90-110). Эффективные резервы обучения чтению: частота упражнений, «жужжащие» чтение, ежеурочно 5-минутное чтение, чтение перед сном, режим щадящего чтения, развитие оперативной памяти, коллективные комплексные упражнения, стимулирование желания читать. Ошибки в работе системы: отсутствие целевой установки, нерегулярные замеры скорости чтения, не проводятся консультации с родителями, зрительные диктанты не проводятся ежедневно и не по текстам И.П.Федоренко
Билет № 14.
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.