Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
Так как дошкольные учреждения теперь еще называются и образовательными, то и внимание к обучению дошкольников носит позитивный характер. Если обучение в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук, то в дошкольном образовательном учреждении дети лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться и слышать педагогов и воспитателей, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу.
На занятиях у дошкольников формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.
Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное обучение, целый ряд дидактических игр и обязательно систематически возвращаться к пройденному учебному материалу. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.
Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
126
В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит воспитатель или педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая детям лишь самое основное. Часть же указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может остаться не услышанным основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное от второстепенного.
Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол, то они с большим увлечением учатся, стараются передать форму этого печенья как можно лучше.
Ребенок дошкольного возраста проходит за шесть лет жизни огромный путь в своем развитии – от совершенно беспомощного существа с неразвитым мозгом, не способного мыслить, не умеющего целенаправленно двигаться, не владеющего речью, жизнь которого всецело зависит от взрослого, до индивида, обладающего всеми основными чертами человеческой личности: мышлением, речью, произвольностью движений, действий и др. При этом определяющее значение в жизни ребенка имеет взрослый, который вводит малыша в мир людей, в мир природы и вещей, передает ему опыт поколений, направляет его развитие.
Еще в древние времена педагоги обращали внимание на то, что обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть интересным, чтобы не отпугивать их от желания узнавать новое и в целом от учения. Достичь того, чтобы каждое занятие было интересным для детей можно, сопровождая его игрой, сюрпризными моментами, загадками, скороговорками.
Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его общения с детьми в процессе учебной деятельности.
127
Педагог должен создавать обстановку доброжелательности, уважение к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности.
Характеризуя специфику познания ребенком окружающего мира, К.Д. Ушинский подчеркивал, что дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Это определяет еще одну особенность процесса обучения – оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников обязательно должно быть наглядным.
Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах.
Основной формой организации обучения детей в детском саду является занятие. Оно организуется и проводится воспитателем, а в последнее время и педагогом-специалистом, которые определяют в соответствии с избранными программами воспитания и обучения детей содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.
В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы определяется время проведения занятий, как правило, это утренние часы.
Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми и в соответствии со стандартами воспитания и обучения дошкольников.
В процессе занятия дошкольники не изучают основы наук. Они лишь включаются в учебную деятельность, чтобы научиться учиться. Что под этим понимается? Это прежде всего необходимо уметь слушать воспитателя или педагога, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умение осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.
128
На занятиях дети систематически усваивают знания, формируют умения и навыки, а самое главное – в процессе занятий развивается творчество детей. У воспитанников формируется отношение к людям, к миру. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности. Так, усвоение материала занятий требует сосредоточенности и внимания. Но далеко не всегда легко добиться внимания детей на занятии и удержать его. Для того чтобы добиться нужного эффекта, необходимо исключать замечания, не связанные с сообщаемым материалом, не прерывать объяснения дисциплинарными обращениями типа – «Сколько тебе можно повторять!»
На любом занятии с дошкольниками можно выделить три основных части:
Первая часть – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части воспитанники настраиваются на выполнение определенной работы или ее части.
Например, воспитатель, усадив детей на занятие, говорит: «Сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку «Лиса и заяц». Послушайте ее внимательно, а потом мы поговорим о том, что произошло с героями сказки».
Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного вида занятия, возрастом детей, условиями проведения занятий.
В процесс объяснения задания могут активно включаться дети, отвечая на вопросы воспитателя, показывая у доски способы выполнения задания (в настоящее время по разным аспектам работы с детьми есть специальные методические разработки, в которых описываются все части занятия, начиная с первой).
Вторая часть занятия – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети, все ли идет верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, в напоминании, в дополнительной помощи, просто в поддержке или в поощрении. Однако не следует спешить объяснять или показывать ребенку в случае возникновения трудностей. Следует выявить, в чем причины затруднения, и прежде всего активизировать опыт и знания ребенка, а если этого окажется недостаточным, тогда могут быть применены более прямые способы помощи.
129
Третья часть занятия, заключительная – анализ выполнения задания и его оценка. В этой части также следует активизировать детей. Во-первых, оценивать надо результат, а не поведение детей, во-вторых, оценивать всю группу, а не отдельных детей, в-третьих, сначала следует оценивать все положительное и только после этого фиксировать, что не удалось выполнить. Делать это надо тактично, чтобы не подорвать уверенность ребенка в своих возможностях, не подорвать его интерес к познавательной деятельности.
На занятиях с дошкольниками организуется усвоение различного программного материала. Так, усвоение разнообразных движений происходит на физкультурных занятиях, которые, как правило, осуществляются в специально оборудованном спортивном (физкультурном) зале. Обучение рисованию, лепке, а иногда, при наличии условий, в специально оборудованной художественной студии. Музыкальной деятельности – пению, танцам, движениям под музыку (хороводам, играм) –дети учатся на музыкальных занятиях в специальном помещении. На разнообразных занятиях дети учатся не только специфическим деятельностям, усваивают конкретное содержание, характерное только для этой деятельности.
На каждом занятии решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается интеллектуальная и творческая активность.
На занятиях, независимо от содержания, у детей закрепляются полученные ранее знания, навыки и умения. Это также является общедидактической задачей. Закрепление знаний, навыков и умений осуществляется не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр, на прогулках, в повседневной жизни однако более систематично, последовательно и целенаправленно эту задачу можно решить на занятиях.
Занятия могут быть общегрупповыми, проводиться с подгруппами детей, а иногда и индивидуально. Проведение занятий со всей группой или по подгруппам имеет общевоспитательное значение. Дети приучаются заниматься в коллективе, притом что каждый решает учебную задачу самостоятельно.
130
Они объединяются общей целью – заниматься, учиться, видеть успехи и трудности друг друга. Их учат радоваться успехам других ребят.
Коллективный характер обучения имеет большое значение для воспитания и развития детей дошкольного возраста потому, что ребенок получает возможность видеть, как действуют другие дети. Таким образом, те дети, которые что-то не услышали или не поняли в объяснении воспитателя или педагога, имеют возможность что-то для себя уточнить, прослушав объяснение сверстника.
Организуя работу всей группы, воспитатель должен вместе с тем активизировать каждого ребенка, вовлекая его в объяснение, предлагая дополнить ответ товарища, рассказать о том, какими способами дети собираются решать поставленную задачу. Целесообразно вызывать детей к ответу для показа изображения, для конструирования, подбора одинаковых фигур и т. д. В результате дети учатся слушать не только воспитателя или педагога, но и своих товарищей, что, в свою очередь, расширяет их возможности познания, содержательного общения по поводу усваиваемого материала учебных занятий. Но само по себе это не происходит. Педагог должен постоянно держать в своем поле зрения того, кто в данный момент что-то объясняет, показывает, дополняет, и весь коллектив детей, чтобы знать, как они работают на занятиях, и в случае необходимости попросить помочь другому ребенку. Нельзя увлекаться беседой с ребенком, который вызван для ответа. Если же воспитатель не умеет распределять свое внимание, сосредотачивается на разговоре с одним ребенком, другие дети начинают отвлекаться, им становится скучно, они теряют интерес к учебному занятию. В результате создается плохой фон, процесс обучения нарушается. Чтобы снова вовлечь детей в общую работу, воспитателю потребуются дополнительные усилия. Подобного рода отвлечения нежелательны еще и потому, что дети только начинают входить в учебную деятельность, и всякое отступление может усложнить этот процесс. Работая со всеми детьми и формируя активность каждого ребенка, воспитатель не должен сосредотачивать свое внимание на одних и тех же детях, предоставляя других самим себе. Часто именно эти дети действительно нуждаются в повышенном внимании педагога, в его помощи.
131
А иногда это дети с повышенной активностью, готовые отвечать на все вопросы воспитателя, выходить к ответу, объяснять или показывать.
Осуществляя индивидуальный подход, педагог должен помнить о каждом ребенке, при этом одних приходится активизировать, а других, наоборот, сдерживать, переключать их активность на другое – выполнить более сложную задачу, помочь товарищу и т. п.
Занятия не являются единственной формой обучения. В обучении детей дошкольного возраста используются и другие формы. В этом также заключается специфика обучения дошкольников. Обучение в детском саду может осуществляться в дидактических играх, которые могут использоваться как самостоятельная форма, а могут включаться в качестве составной части занятий. Дидактическая игра имеет учебную задачу, например познакомить детей со свойствами и качествами предметов, сравнить предметы по определенным свойствам и т. п. Игровая форма облегчает детям усвоение материала. Они с удовольствием выполняют те действия, с помощью которых осуществляется игра и решается игровая задача, она же (игра) может содержать и интеллектуальную, и практическую задачу.
В дидактических играх дети приобретают сенсорный опыт, умение сравнивать, выделять сходство и различие. Обогащаются их представления об общих свойствах сходных предметов. Дидактические игры позволяют в живой, непосредственной форме знакомить детей с разнообразными явлениями, предметами и их свойствами: формой, цветом, величиной, изменением пространственного положения предмета и т. п. То, что знакомство это осуществляется в игровой форме, не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов (последнее особенно важно, так как не вызывает напряжения, возникает по инициативе ребенка, определяется его интересами) восприятия, внимания, памяти.
Дидактическая игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Дети старшей и подготовительных групп сами могут на занятии создавать дидактические игры. В процессе создания игры и в течение самой игры можно включать художественное слово: стихи, загадки, потешки.
132
Это поможет детям эмоционально принять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, учебную задачу, способствовать развитию образного мышления' воображения, творчества. Благодаря активному формированию в игре таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, уподобление, обобщение, у детей развиваются когнитивные структуры мозга, их интеллект.
Обучение детей может осуществляться и в процессе разнообразных экскурсий, походов. Так, во время летнего или осеннего похода в парк дети могут многое узнать о жизни деревьев, кустарников, трав, ягод и других растений; они могут также, непосредственно наблюдая насекомых, получить представления об их жизни.
На прогулке дети могут узнать и о том, как можно ориентироваться, чтобы не заблудиться, и еще многое другое. Прогулка в парк, на природу может быть использована для развития движений детей в непосредственной природной обстановке. Разумеется, отправляться на экскурсию, прогулку на природу воспитатель должен лишь тогда, когда сам ознакомится с тем местом, куда он намеривается повести детей. Перед выходом воспитатель напоминает детям о поведении в парке, в лесу, чтобы не заблудиться, не отстать от группы.
Обучение, осуществляемое в процессе прогулок, экскурсий, как и обучение в процессе занятий, дидактических игр всегда носит воспитывающий и развивающий характер. Воспитатель, планируя обучение, должен намечать и осуществлять задачи развития и воспитания детей.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте анализ условий прочности знаний детей по определенной теме.
2. Как можно проследить развивающий характер обучения детей дошкольного возраста?
3. Назовите и раскройте формы обучения в детском саду.
4. На конкретном примере покажите пути индивидуализации процесса обучения.
5. Раскройте особенности процесса обучения детей в детском саду.
133
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература