logo search
Шаповал

§ 3. Цель и задачи логопедического исследования речи. Психолого-лингвистические критерии анализа нарушений речи.

Исследование устной речи. Экспрессивная сторона речи: форма и степень участия ребенка в диалоге, характеристики словаря, фразовой речи, связного высказывания. Импрессивная речь: понимание вопросов, общего смысла высказывания и конкретного его содержания. Оценки сформированности экспрессивной и импрессивной речи.

Исследование письменной речи. Психологические предпосылки формирования письма. Дисграфия. Структура процесса письма. Структура процесса чтения. Дислексия. Основные задачи диагностики нарушений письменной речи.

Проблема стойкой низкой обучаемости родному языку в школе. Общие предпосылки успешного изучения родного языка. Дисорфография.

§ 4. Характеристики речи, оцениваемые психологом при обследовании. Оценка лингвистических представлений. Психологическая оценка состояния речевого развития по результатам комплексного логопедического и психологического обследования.

Основная масса исследований и диагностики речевого развития ведется по двум направлениям:

1. исследование речи как одного из показателей умственного развития (диагностика речи ребенка при поступлении в школу, при решении вопроса об обучении по программе школы VIII-го вида и т.д.) — диагностируются конкретные функции речи, непосредственно указывающие на уровень умственного развития: понимание, осознание собственной речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй;

2. исследование собственно речи во всех ее аспектах, главным образом, в целях коррекции имеющихся недостатков (в логопедической практике, диагностике учебной деятельности по обучению языку) — детально диагностируется каждый из аспектов речевой деятельности: фонетические характеристики, понимание, чтение, письмо, лексика, грамматический строй.